Ястребов Леонид Иосифович

кандидат физико-математических наук,  профессиональный репетитор, в прошлом научный сотрудник и преподаватель. Автор двух монографий по квантовой физике, одна из которых переведена на английский язык, соавтор более 10 книг по ИКТ для работников образования
http://ege.yastrebov.li

 

Электронная почта:

ege.edu@list.ru

 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
Учим.Инфо

Записки репетитора. Трудности мышления школьников. Культура, мышление и культура мышления

Записки репетитора. Трудности мышления школьников. Культура, мышление и культура мышления

Зачем это читать? Статья может показаться излишним теоретическим отступлением… Здесь делается попытка объяснить, что трудности в российской системе образования являются частью общемирового процесса и далеко не полностью связаны с отдельными руководителями этого образования.

Статья в значительной мере является компилятивной. Возможно именно в этом ее ценность: роль автора книги заключалась в подборе интересных цитат и в написании связок между ними.

Мозаичная культура

В древние времена образование человека было неизбежно мозаичным: знание состояло из разрозненных фактов, которые передавались от человека к человеку, от поколения к поколению.

Однако, со временем ситуация изменилась. Стало необходимым упорядочение  знаний в систему.

А Моль в книге «Социодинамика культуры», изданной на французском языке в 1967 году, и на русском языке в 1973 году.[http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MOL'_Abraam_Antuan/_Mol'_A.A..html], пишет:

Наши учителя говорили:

«Чтобы воспитать образованного человека, необходимо дать ему несколько основополагающих ключевых концепций: основы геометрии, начатки латыни или иностранных языков, важнейшие философские идеи. Это даст ему в руки путеводную нить, обучит приемам, которые позволят ему разбираться в событиях, сравнивая, соизмеряя и сопоставляя их друг с другом и отыскивая для них готовое место в арсенале своего ума».
Энциклопедисты, исходя из представления о Вселенной как о едином целом, создали инструментарий мышления — те «орудия мысли», с помощью которых была совершена первая промышленная революция.

Подчеркну, что образование, построенное на системе понятий, создало условия для революционного переворота в промышленном производстве.

В согласии с таким целостным образованием (и под его влиянием) формировалась структура мышления людей.

С развитием средств массовой информации, с расширением числа источников информации, значимость целостного образования понизилась.  Сведения об окружающем мире потеряли системность и приобрели фрагментарность. Наблюдение, что культура современного человека представляет собой своеобразную мозаику, сделано впервые, видимо, А.Молем в упомянутой книге.

Роль культуры состоит в том, что она дает человеку «экран понятий», на который он проецирует и с которым сопоставляет свои восприятия внешнего мира. У традиционной культуры этот «экран понятий» имел рациональную «сетчатую» структуру, обладавшую, так сказать, почти геометрической правильностью. По целостной и стройной сети понятий человеку ничего не стоило перейти, скажем, от китайского фарфора к карбюратору и соотнести новые понятия со старыми.

Современная культура, которую мы называем «мозаичной», предлагает для такого сопоставления экран, похожий на массу волокон, сцепленных как попало,— длинных, коротких, толстых, тонких, размещенных почти в полном беспорядке. Этот экран вырабатывается в результате погружения индивидуума в поток разрозненных, в принципе никак иерархически не упорядоченных сообщений — он знает понемногу обо всем на свете, но структурность его мышления крайне ограниченна.

Математически различие между этими двумя типами структур можно выразить путем противопоставления понятий близкого порядка («мозаичная» культура) понятиям дальнего порядка, где идеи упорядочены в иерархию определенными структурами связей (в том числе синтаксическими структурами).


Рис. Рисунок из книги А.Моля

Для нас с Вами, уважаемые читатели, для дальнейшего обсуждения имеет важное значение  следующий вывод А.Моля
До XX века преподавание строилось, в общем, по принципу «ступенек»: отправляясь от ядра фундаментальных понятий, полученных при первоначальном обучении, человек в дальнейшем усваивал новые фундаментальные понятия, с которыми он сталкивался, спускаясь с помощью логических связей от общих к все более частным понятиям. Таким образом, мир разбивался на упорядоченную систему подчиненных друг другу и четко определенных категорий.
Сегодня эти логические иерархии, на которые современная система образования по-прежнему опирается, не имеют уже прежней цены. Современный человек открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок.

Мозаичная культура сложена из многих соприкасающихся, но не образующих конструкцию фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью (опорные идеи, ключевые слова и т.п.). (Мозаичная культура http://www.russika.ru/t.php?t=2326Кефели И.Ф)

Культура линейного мышления

Обучение в «советской школе» было построено именно на основе фундаментальных понятий («ступенек»). «Советское» образование было построено на представлениях «линейной», целостной культуры мышления, которой обладали многие поколения, и которая, как и стиль мышления, транслировалась практически в неизменном виде от прошлых приходящим поколениям.

И вот о ней-то сейчас многие люди среднего и старшего поколений вспоминают с ностальгией: ведь как учили-то в давешние времена, как много до сих пор помним! И противопоставляют «советскую школу» школе сегодняшней.

Если А. Моль прав, и действительно произошла смена способа восприятия информации, т.е. изменились предпочтения и привычки «потребления» информации, то традиционная система образования неизбежно должна была прийти к типичному конфликту «отцов и детей»:  дети плохо воспринимают то, как и чему учат «отцы».

Ну вот, а мы повторяем: «школа плохо учит». Возможно, просто изменились времена. А система образования не успела за этими изменениями. Широкое внедрение электронных средств обучения – это погоня за внешними признаками изменившегося мира, она не даст качественного рывка в улучшении образования.
Современная школа «всего лишь» учит не так, как готовы воспринимать информацию ее ученики.

Итак, я думаю, что  проблемы современного российского образования лежат не только в особенностях системы управления образованием, как об этом многие говорят, но также и в смене культуры мышления, в переходе от традиционной культуры к мозаичной.

Далее я попробую эти мысли развить, а затем рассмотреть возможную деятельность преподавателя в этих условиях.

«Люди книги» и «люди экрана»
«Линейную» культуру также часто называют текстоцентрической культурой, имея в виду, что в основе обучения (образования) лежат источники информации, основанные на последовательном доступе к информации, как в книге, т.е. на линейной организации информации. При  этом имеют в виду, что книга должна читаться последовательно, опуская чисто техническую возможность открыть книгу в произвольном месте и читать  ее, как справочник, выискивая нужные отрывки.
В этом смысле обучение построено как лестница:  со ступеньки на ступеньку вверх. Последующие знания следует приобретать только после того, как освоены предыдущие (ученик закрепился на предыдущей ступеньке).
Текстоцентрическая культура утвердилась в школе со времен средневековья. Общество считалось с этой “культурной диктатурой”: детей готовили к текстоцентрической школе  еще с детского сада (Константин Фрумкин. http://magazines.russ.ru/znamia/2010/9/fr.html)

По словам футуролога Джеймса Мартина (http://mirprognozov.ru/prognosis/107/150/)

  • “Людей можно разделить на два типа. Первый — это “люди книги”. Эти люди получают много информации от чтения, поэтому их главная отличительная черта — очень хороший объем внимания. Таковы, например, успешные топ-менеджеры. Во время переговоров они всегда помнят о том, какой вопрос является основным в обсуждении.
  • “Люди экрана” кардинально отличаются от них. Они обладают очень быстрым откликом. Само по себе это неплохо, но мешает координации с другими. Во время разговора “люди экрана” постоянно хотят сменить тему и двигаться дальше.

Вырастает поколение людей, которые привыкли к тому, что на экране происходит несколько вещей одновременно, и хотят, чтобы окружающая среда немедленно реагировала на их запросы. Уже сейчас у самых молодых диапазон внимания гораздо ниже, чем у тех, кто старше двадцати. Это может плохо отразиться на разуме человека.

Иначе можно сказать, что существует два способа мышления – линейный и параллельный (http://www.alone-in-the-dark.com/index.php?option=com_content&view=article&id=228:linejnoe-parallelnoe-myshlenie&catid=15:myshlenie&Itemid=28)

В рамках линейного мышления мы из пункта А продвигаемся вперед к пункту В, а затем к пункту С. Другими словами, то, куда мы придем, зависит от того, где мы сейчас находимся.

Рис. Схема линейного мышления

Рис. Схема параллельного мышления

Линейное мышление. Например, вы едете по шоссе из А в B, а затем  в C и делаете по дороге остановки. Затем Вы продолжаете движение,  но вы все равно остаетесь на линии.

Параллельное мышление охватывает пункты А, В и С параллельно. Ни один из них не зависит от остальных. Они существуют параллельно и независимо друг от друга.
Примеры.

  • На столе находится еда. Мы голодны. Поэтому давайте сядем к столу и поедим. Это линейное мышление.
  • При параллельном мышлении: на столе есть хлеб, масло, суп и т. д. Все это существует параллельно. Мы можем свободно переходить от одной линии к другой. По вкусу J

Как уже говорилось, сегодня на формирование мышления и восприятия детей влияет большое количество внешкольных факторов, и среди них — электронные средства коммуникации: компьютеры, компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны. Так формируется внетекстовый уровень мировосприятия.

Деградация коэффициента усвоения

Далее будем использовать (и цитировать) статью футуролога С.Б. Переслегина (С.Б. Переслегин. http://www.treko.ru/show_article_789), оставляя достоверность цифр на ответственности автора.

В начале 1980-х годов было проведено исследование эффективности шко­лы как обучающей системы. Старшеклассникам предлагалось от­ветить на ряд вопросов из программы предшествующих лет обучения Исследование показало, что для элитных ленинградских школ коэффициент усвоения знаний составлял от 10% до 30% при средневзвешенном значении около 15%. При этом старшеклассники проде­монстрировали полное отсутствие системного подхода к инфор­мации.
За последующие двадцать лет ситуация ухудшилась и, судя по всему, значительно. Сейчас можно говорить о коэффициенте усвое­ния знаний 3-10%, причем последняя цифра характеризует высшую элиту учащихся. Особенно пострадали физика, математика и поче­му-то география.

Указанное явление — деградация среднего образования не является особенностью исключительно России. Напротив, российская ситуация, когда выпускники школ, по крайней мере, умеют читать и грамотно писать (последнее утверждение – на совести автора цитаты! – Прим. ЯЛИ), считают устно и «на бумажке», оперируют с дробями и процентами, знают (в принципе), что такое часовые пояса, и могут объяснить, откуда в розетке берется электричество, на общемировом фоне выглядит даже благополучно.(По результатам тестирования знания школьной программы, PIRLS это действительно так, но по результатам тестирования способности применять полученные знания, PISA, ситуация с образованием российских школьников далека от благополучия! – Прим. ЯЛИ)

Одинаковая динамика таких разных образовательных струк­тур, как российская/советская, американская, французская, британская, и равная неэффективность вложений в эти структуры указывают на наличие некоего единого, то есть носящего обще­системный характер, фактора деградации. Поскольку прослежи­вается отчетливая положительная корреляция между глубиной кризиса образования и уровнем развития телекоммуникацион­ных систем в регионе, есть искушение связать дегенерационные процессы в обучении с распространением клиповой культуры.

Клипы, клиповое мышление, клиповое сознание

Что такое «клип»?
В обиходе слово «клип» широко известно.
Английское слово Сlip обозначает вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка.
Этим термином также обозначают непродолжительную по времени последовательность кадров.

Термин «клиповое мышление» означает, что окружающий мир в восприятии человека превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. (Александр Фельдман.Клиповое мышление. http://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/klip.htm)

По словам профессора А. Зорина (РГГУ, Оксфордский университет) (цитирую по статье Константин Фрумкин Откуда исходит угроза книге http://magazines.russ.ru/znamia/2010/9/fr.html)
«Сегодня из многих источников идут сообщения, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. По-видимому, сегодняшняя культура в принципе создает огромные проблемы для молодого человека в области восприятия вербальной культуры.

Из массовых жалоб педагогов можно узнать, что дети сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно — изложения. То есть они плохо понимают чужие мысли. Дети теперь меньше читают и — опять же — не понимают смысла прочитанного.

Разобраться в причинах реальной или мнимой деградации школьников трудно, поскольку нужно учитывать множество факторов. Конечно, на сегодняшней школе сказываются последствия развала всех социальных систем в 90-х годах.

Но это — специфически российские факторы, между тем упадок среднего образования наблюдается во многих странах мира, несмотря на инвестиции в эту сферу.

Вот еще интересные размышления на тему клипового сознания (Знания в эпоху интернета, телевидения, газет и болтовни. http://www.vitamarg.com/article/life/412-klipovoe-soznanie)

Что такое клиповое сознание?
Клиповое сознание — в голове много информации разного качества, а инструменты для их обработки отсутствуют...
Клиповое сознание присутствует там, где человек не освоил инструменты
мышления. Что сильно обедняет жизнь самого человека.

Если исходить из самого определения, то получится следующее: «клиповость» это свойство, которое заключается в том, что в памяти хранится разнообразная информация, какие-то факты, картинки, но нет связи между ними, просто «кадры», которые не могут быть сложены в единый фильм.

Есть информация, но нет внутренних связей, нет способов ее обработки, нет возможности делать умозаключения, как-то объединять факты.

Если под обычным мышлением понимается способность делать обобщения, рассуждать, делать выводы на основе каких-то фактов (что стало уже стандартом мышления человека), то клиповое мышление это именно отсутствие таких возможностей.

Клиповое мышление” — феномен современности
Далее используется текст (“Клиповое мышление” — феномен современности.Семеновских Т.В http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/)

Итак, некоторые исследователи считают «клиповое мышление» характерной особенностью современной цивилизации

Термин «клиповое мышление» литературе появился в конце 90-х г.г. ХХ в Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.

Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры».

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э.Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э.Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами»

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channelzapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардистФ.И.Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа.

Клиповое мышление расширяет свои позиции

Даже взрослые подвержены влиянию клипового мышления. Даже ТРЕНИРОВАННЫЕ взрослые!
Вот как описывает ситуацию в книге «Google делает нас глупее?» Nicholas Carr (авторкниги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google»)  (цит. поА. Фельдман. Клиповое мышление http://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/klip.htm) :

«В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении.
Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу».

Очень тонкое наблюдение! Прекрасно отражает те трудности, которые, насколько я могу судить, с которыми сталкивается ученик общеобразовательной школы!

Обратите внимание, как растет число абсолютно диких преступлений среди молодежи, в которых участники предвидят развитие событий на один-два шага, при этом совершенно не могут поставить себя на место жертвы, испытывающей страдания.

На меня произвела большое впечатление история, почерпнутая в Интернете. К сожалению, я не могу снова найти ее адрес, поэтому пересказываю от «первого лица», как запомнилась.

У меня накопилась куча неприятностей. Учебу запустил, по всем предметам хвосты, грозит исключение. С девушкой поссорился, она от  меня ушла, встречается с другим. Родители занудствуют. Денег заработать нигде не могу. Друзья – успешные зануды. Сплошной депрессняк. Чем так жить – лучше в окно. Подошел к нему, а оно на зиму заклеено. Я подумал, что если заклейку оторву, мать меня ругать будет. Ну и передумал.

Вот вам и пример клипового мышления.

Как Вы помните, заголовок этого пункта взят из сказки про Буратино…

Вот еще цитата
«…недавно я познакомилась с одним школьным учителем. Он учит детей страшным вещам. Он учит их, что работать гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. Ты понимаешь? Ведь это же страшно!» (Стругацкие А. и Б. Стажеры)

Комментарии и параллели сделаете сами?

Развитие цивилизации влияет на формирование каналов восприятия детей, на мой взгляд, парадоксальным образом.
С одной стороны, колоссально увеличивается загрузка визуального канала, что, казалось бы, должно развивать способности к визуальному восприятию информации. Но с другой стороны, содержание передаваемой визуальной информации является в основном развлекательным. То есть эту информацию предлагается  просто потреблять, а размышлять над ней ? не требуется.
У детей возникает привычка к потреблению информации, организованной «клиповым» способом, т.е. когда вся визуальная информация нарезана на кусочки, не связанные друг с другом.
Таким образом, формируется «клиповое мышление», возникает привычка к клиповому мышлению.
Визуальный канал, как источник познавательной информации для ученика, деградирует. Учителю, даже если он визуал, становится трудно работать с учеником, который исходно визуально ориентирован: визуальный канал-то «испорчен».

Еще хуже ситуация с аудиальным каналом. Вся молодежь (где-то с 10 лет) ходит с плеерами. Бурный «поток бессодержательного аудио-мусора», в котором осмысленная вербальная составляющая отсутствует принципиально! То есть аудиальное сознание не просто детренировано, его русло приспособлено к совершенно другим сообщениям, не несущим информации. Преподаватель неизбежно испытывает трудности, пытаясь использовать аудиальный канал передачи информации.

При этом наступает, как ни странно (вернее, закономерно!) сенсорный голод (голод ощущений). Можно сказать кинестетический голод. Надо ли удивляться распространению алкоголизма и наркотиков, которые в известной мере утоляют его?

После этого мы сокрушаемся – ах, дети ничего не читают! На языке предыдущей статьи это означает, что дигитальный канал восприятия не загружен. А если и загружен, то чем? Посмотрите на названия книжек… Думаю, что по внешней завлекательности книжка с названием «Учебник физики» сильно проигрывает книге, скажем, «Живи завтра, умри сегодня».

Следовательно, ученики испытывают вполне объективные трудности, и виноваты в этом мы, взрослые, которые не видят опасности проблем (а если видят, то не знают, что предпринять, рекомендаций-то нет!).
Нельзя просто так говорить, что интеллект детей падает. Нельзя также все сваливать на реформу образования.
На мой взгляд, падают возможности детей к обучению, поскольку засоряются и блокируются каналы восприятия. Так и возникает проблема коротеньких мыслей.

Эх, велик соблазн процитировать воспоминания знаменитого летчика-испытателя М.Л. Галлая (заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник, орденоносец) (Галлай М.Л. Испытано в небе.) с некоторыми несущественными купюрами

«Блин» – легкомоторный самолёт с круглым в плане крылом <…> – был не только бесхвостым, а и, если можно так выразиться, бесфюзеляжным и даже почти что бескрылым.
Один за другим наши лётчики залезали в кабину этого интересного самолёта, запускали мотор и носились по аэродрому. Это было очень красиво, но… безрезультатно.
Безрезультатно потому, что, в конце концов, самолёт делается для того, чтобы летать, а не бегать по земле. А вот стремления машины оторваться от земли никто из садившихся в её кабину, как раз и не обнаруживал.
Казалось бы, налицо все данные, чтобы испытания оказавшегося столь строптивым самолёта тут же и закрыть. Но оставалось неясным, чем вызвана такая решительная антипатия к удалению от земли у аппарата, в сущности, специально для этого предназначенного. В чем дело?
Дело оказалось в том, что на этой машине поначалу летали… неправильно. Выяснилось, что все её качества расцветают на непривычно больших углах атаки – в таком задранном кверху носом положении, с которого самолёты, имеющие крыло нормальной формы и удлинения, немедленно сорвались бы в штопор.

Вот ради этой фразы «на этой машине поначалу летали… неправильно» я и привел эту большую цитату.
Иными  словами, если с учеником «общаются неправильно», то его качества и не будут расцветать. И всем будет плохо, включая общество, которое лишится потенциально очень полезного человека.
А если мы найдем пути к пониманию, используя весь спектр модальностей, то всем будет хорошо. Включая общество.

  • Могут ли проблемы быть если не решены, то облегчены?

Итак:

  1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.
  2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.
  3. Школа учит плохо не потому, что школа плохая, а учителя непрофессиональные. А потому, что их учили учить в условиях линейного, текстового мышления, да и сами они носители линейного мышления. Материал в школе построен по линейному принципу. Вот и возникает разрыв между требованиями и желаниями.
  4. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление (как большинство), как правило, уходят в лицеи и гимназии, где «учат по старинке», и там учатся успешно.
  5. Обладатели клипового мышления, даже поступая в вуз (одолевая колоссальные трудности экзаменов), оказываются перед новыми трудностями, особенно в технических вузах, т.к. технические науки вынужденно (неизбежно) построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода, а именно так глядеть на материал дети не обучены (в силу мозаичности культуры они даже не понимают, чего от них хотят)
  6. Нужны новые подходы для того, чтобы школа могла учить обладателей клипового мышления в условиях привычки к мозаичной культуре. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно.
  7. Подготовка к ЕГЭ, вычленяющая отдельные островки знаний, способна в этом помочь:
  • Традиционный путь: хотим сдать ЕГЭ и для этого изучаем физику.
  • Правильный путь:  хотим изучить физику, и для этого готовимся к ЕГЭ, используя требования ЕГЭ, как ориентиры.
  1. Надо приучать детей мыслить системно, логически. В этом нам поможет алгоритм АСССА.
  2. Кроме АСССА, вероятно, хороши любые деятельностные методики, в частности, метод проектов.

 

Вернуться к началу текущей статьи