Бондаренко Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент
зав. лабораторией медиаобразования,
Институт содержания и методов обучения РАО,
Москва

 

 

Электронная почта:
letty3@yandex.ru


 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
Учим.Инфо


Возможности медиаобразования в преподавании искусства: медиаобразовательные проекты по МХК

Возможности медиаобразования в преподавании искусства: медиаобразовательные проекты по МХК

 

Изучение искусства становится сегодня одним из основных факторов, определяющих переход от школы знаний к школе развития мышления, стимулирующих создание единого образовательного пространства через взаимодействие основного и дополнительного образования. Роль деятельностных подходов в этом процессе трудно переоценить. Именно поэтому столь популярны сегодня проектные формы работы, которые позволяют естественно слить в единое целое знания, умения и навыки, где существует пространство для формирования информационной культуры и коммуникативной компетентности, где есть возможность для реализации художественно-творческого потенциала подростков и учащихся старших классов.

Наиболее перспективным в изучении мировой художественной культуры сегодня является деятельностный подход к развитию учащихся. Учитель мировой художественной культуры должен уделять особое внимание художественно-творческой деятельности (творческие работы по освоенному материалу в виде сочинений разнообразных жанров, рецензий, газетных выпусков, сценариев школьных тематических вечеров, разработок различных проектов и т.п.) Опыт показывает, что взаимосвязь классной и внеурочной работы при изучении искусства является совершенно необходимым условием, так как помогает «вжиться» в эпоху, «увидеть» и «услышать» время, почувствовать его и понять проблемы другой эпохи и человека - творца этой эпохи. Так, особое место в методике  преподавания мировой художественной культуры занимают такие формы итогового контроля, как зачет или экзамен в творческой форме, которые предполагают проведение турнира знатоков, защиты проекта или группы проектов, создания видеопособия или мультимедиапродукта и т.п.

Метод проектов позволяет организовать подлинно  исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Однако напомним, что проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения, предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов целостной системы современного медиаобразования, поскольку выполнение проектов чаще всего опирается на технологии мультимедиа и требует активного освоения основ информационной культуры и медиабезопасности.

  • Выбор тематики проектов зависит не только от предмета, но и от контекста общей ситуации, складывающейся в образовательном учреждении, округе, городе. Тематика проектов по мировой художественной культуре должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории культуры, основам языка искусства, пониманием специфики художественного образа, но осознанием себя как части мировой культуры, сотворца художественного произведения (в образе слушателя, читателя, зрителя). Иначе говоря, творческий проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличия воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Медиасреда (среда, образуемая средствами массовой информации) окружает нас и во многом определяет наше сознание. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки подростков,  воздействует на основы их мировоззрения. В рамках проектной деятельности предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого проекта требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

Реализация проектной деятельности любого типа напрямую способствует развитию критического (аналитического) мышления школьников. Приведенный ниже перечень характеристик склонностей к критическому мышлению представляет собой своеобразный путь движения участника проектной деятельности по изучению практически любой проблемы:

  • поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
  • стремление к разносторонней осведомленности;
  • использование надежных источников и ссылка на них;
  • целостное рассмотрение ситуации;
  • стремление придерживаться основной темы;
  • удержание в поле зрения исходной (основной) задачи;
  • поиск альтернатив;
  • открытость;
  • выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);
  • стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
  • последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого;
  • проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений;
  • склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся по мировой художественной культуре – это не только способ знакомства с особенностями современной истории искусств, но и творческая деятельность обучающихся, соединяющая сферы базового и дополнительного образования детей. Данная деятельность осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам.
Исследовательская форма работы в данном случае призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведения),  развить свой творческий потенциал.

На первом этапе работы обычно определяется тема исследования, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры исследования самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над исследованием, которая переносится и на решение всех связанных с ним учебных задач.

Первым этапом учебного исследования являетсяуточнение темы и составление плана исследования. На втором этапе происходит окончательное разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У школьников формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы.Фиксация результатов этой работы может быть осуществлена в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.). Чаще всего на втором этапе происходит оцифровка данных (компьютерный набор текстов, сканирование текстов и иллюстраций, поиск необходимого материала в Интернете, его подбор и классификация). Участники исследования определяют структуру и форму творческого итога, уточняют жанр – будет ли это электронное учебное пособие, информационный сайт, компьютерная играи т.п. Учитывая, что представлять итоги проекта надо будет через защиту презентации, учащимся приходитсяобрабатывать визуальные образы, уточнять логику повествования.

Таким образом, подводя итоги выполнения проекта, где ведущим (объединяющим образовательные области) предметом является мировая художественная культура, можно сделать вывод о том, что проектирование взаимодействия и преемственности основного (формального) и дополнительного (неформального) образования поможет обучающемуся войти в мир конкретных социальных связей и интеграции в различные типы социальных общностей через приобщение к изучаемой культуре, её ценностям и нормам.

На третьем этапе предполагается защита исследования в форме, соответствующей содержанию работы. Отчет должен иметь творческий характер. Выпущенный в свет в качестве учебного пособия-мутимедиапрезентации, такой отчет становится достаточно значимым творческим продуктом, доказывающим педагогическую ценность поискового исследования. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение подростками конкретных знаний и общих учебных умений, требуемых учебным планом. Напомним: формирование информационной культуры обучающихся подразумевает переход от абстрактного набора знаний и умений – через практическую работу – к набору лично значимых качеств. И творческий проект становится незаменимым элементом современного образования.

Реализация исследовательской деятельности в школе напрямую способствует развитию критического (аналитического) мышления школьников. Приведенный ниже перечень характеристик формирования критического мышления представляет собой своеобразный путь продвижения участника исследовательской деятельности практически по любой проблеме:

  • поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
  • стремление к разносторонней осведомленности – как по проблеме, так и по ее возможным контекстам;
  • использование надежных источников и ссылка на них;
  • целостное рассмотрение ситуации;
  • стремление придерживаться основной темы;
  • удержание в поле зрения исходной (основной) задачи;
  • выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);
  • стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
  • последовательное, поочередное рассмотрение элементов сложного целого;
  • проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, чужой культуре; проявление уровня познаний и глубины суждений;
  • применение навыков критического мышления в реальной жизни.

В идеале учебное исследование предполагает реализацию через многочисленные межпредметные связи. Постановка основной задачи зависит от лидирующего предмета. В случае, когда лидирующий предмет – мировая художественная культура, это отнюдь не исключает глубины подхода и обширного рассмотрения смежных проблем. Напротив, вектором внутренней работы, саморазвития обучающихся становится постижение культуры, освоение многообразия форм творческого самовыражения личности.

При любом варианте исследования необходимо сформировать у участников работы ощущение принадлежности себя к определенной среде (социальной, культурной), показать истоки формирования этой среды, важность и необходимость участия каждого в ее развитии. В разном возрасте у каждого человека складывается разное представление о своей среде обитания. Важно, чтобы школьники увидели целостную картину мира, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур. И если они попутно приобретут навыки добывания необходимой информации, ее понимание, научатся ее анализировать и систематизировать, то эти навыки окажутся полезными и в дальнейшем.

В качестве педагогических задач исследования здесь выступают: формирование культуры потребления информации, понимание специфики языка средств массовой информации и развитие критического мышления в процессе общения с масс-медиа, возможностей использования дополнительной информации при подготовке по той или иной проблеме (например, формирование навыка использования телевидения, сетевой информации как дополнительного источника учебной информации).

При подготовке к выполнению больших проектных заданий целесообразно проводить тренировочные упражнения по выполнению разнообразных творческих заданий, направленных на формирование навыков анализа и синтеза, сопоставления различных выразительных средств, использованных при создании одного и того же художественного образа, развития ассоциативных рядов, коммуникативных умений и т.п. Так, можно привести примеры медиаобразовательных заданий, направленных на достижение различных целей учебного исследования.

  • Написать сценарий телепередачи, видеофильма об определенной культурной эпохе (например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения и т. п.), обосновать отбор материала и выбор жанра, возможных персонажей; продумать, какие выразительные средства помогут создать яркий образ эпохи.

Формируемые умения: отбор необходимой информации, редактирование текстов, вычленение главного, наиболее характерного для определенной эпохи, способность к обобщению в заданной форме.
Педагогические задачи: активизация познавательной деятельности и развитие самостоятельности в выборе материала, формирование понимания адекватности избираемых выразительных средств создаваемому образу эпохи.

  • Написать «отзыв» на идеи определенной эпохи с точки зрения представителя восточной цивилизации (варианты: человека из европейского будущего, представителя неземной цивилизации и т.п.) в любой форме (рецензия, письмо другу, полемическая статья и т.п.).

Формируемые умения: поиск необходимых аргументов, соответствующих избранному имиджу, владение стилем эпохи, критическое осмысление предложенного материала, понимание смысла сообщений, написанных в разные культурно-исторические эпохи, понимание значения формы подачи материала.
Педагогические задачи: развитие познавательной активности и проявление творческих способностей в создании имиджа, от лица которого готовится «отзыв», развитие самостоятельности в выборе материала, стимулированиесознательного выбора выразительных средств при создании образа эпохи.

  • Сочинить историю какого-либо предмета из той или иной исторической эпохи (античной скульптуры, разрушенной временем, булыжника с парижской мостовой, Эйфелевой башни, берестяной грамоты и т.п.). Эта история может быть поведана самим предметом эпохи (мемуары, письмо к потомкам, гимн, сказка и т.п.).

Формируемые умения: отбор наиболее характерных черт и деталей, способных «оживить» предмет эпохи, соотнесение речи персонажа с эпохой, связать между собой исторические эпохи речевыми способами, развитие навыков стилизации.
Педагогические задачи: развитие воображения, способности к адекватному восприятию и анализу художественного образа.

  • Собрать информацию по определенной теме, изложенную разными источниками информации с целью ее аналитической оценки (например, собрать информацию, посвященную одному и тому же событию, переданную различными телевизионными каналами – рассказ об открытии выставки, об археологическом открытии, фольклорном празднике, концерте, премьере фильма и т.п.)

Формируемые умения: сопоставление информации, подготовленной разными программами (вариант: различными каналами связи), умение «читать» информацию, создаваемую различными техническими возможностями, понимание «языка» медиатекста.

Педагогические задачи: развитие критического мышления при восприятии информации, передаваемой по каналам СМИ, развитие навыка адекватного восприятия информации, создаваемой языком телевидения или печати.

Важно, чтобы при защите исследования был обоснован этот выбор, видны этапы реализации работы и вклад каждого участника работы.

При проведении учебного исследования возрастает роль информационного обеспечения, возникает необходимость в умении ориентироваться в разных источниках информации, отбирать и анализировать факты, используя при этом различные формы из арсенала масс-медиа (подготовить репортаж, провести интервью, отредактировать текст, воспользоваться и подготовить самому базу данных и т.д.).
Все эти виды деятельности обладают несомненной практической значимостью в современном, насыщенном разнообразной информацией мире. А сочетание данных видов работы с учебно-дидактической игрой и художественно-практической деятельностью в процессе подготовки и защиты практической части исследования стимулируют мотивации познавательного процесса, содействуют возможности максимальной самореализации личности в обучении. При этом реализуется задача активного формирования информационной культуры и развития коммуникативной компетенции современного школьника.

Рассмотрим несколько устойчивых тенденций развития проектной деятельности  на примере московского образования. За последние годы наблюдается стабильный рост числа проектов, выполненных в рамках европейского требования к образованию (строгое следование плану, высокая культура оформления, наличие ярко выраженной исследовательской части, жанр защиты – мультимедиапрезентация).
Растет число проектов, активно использующих межпредметную интеграцию. При этом встречаются темы, в которых отражен творческий и весьма нетривиальный подход (примеры из Московского городского конкурса проектов по мировой художественной культуре: проект «Фракталы», НОУ «Школа ХХI века» ЮВАО, области интеграции – искусство, математика, физика; проект «Поэтическая астрономия», школа №214 СВАО, области интеграции – искусство, литература, астрономия). Нормы и правила оценки творческих проектов за годы существования конкурса доказали свою актуальность – на первый план вынесено внимание именно к творчеству, вдохновению, гармонии между избранной темой и ее воплощением.

Однако именно сейчас комплекс требований, предъявляемых к проектам в области искусства, может перейти в свою противоположность – широкое развитие электронных технологий и внедрение европейских правил оформления мультимедиапрезентаций, электронных пособий, учебных сайтов в практике некоторых учебных учреждений иногда превращается в формальный подход, становится фактором, исключающим творческие подходы к проблеме. Открытие, закрепленное бесконечными повторениями, перестает быть открытием. Поэтому даже принцип создания продуманного электронного пособия, тиражируемый без изменений, по одной и той же структуре, сразу переводит мышление и развитие  учащихся в другую категорию. Не случайно из зарубежного образования на смену представлению о творческой личности пришел термин «креатив», «креативное мышление». Быть готовым создавать по образцам, продуктивно работать в заданной области, не выходя за предписанные рамки – это тоже тип развития личности, в рамках которого происходит и самоопределение, и реализация личности учащихся, но формирование индивидуальности в этом случае несколько ограничено.
Понятие «творчество» в русском языке гораздо шире понятия «креативность». Оно всегда включает элемент непредсказуемой новизны, открытия новой области или нового подхода, комбинирования несочетаемых элементов, поиска гармонии в хаосе. К некоторым проектам вполне применимо выражение «креативный – но не творческий». В буквальном понятии термина креативность – умение создавать новое из уже существующих элементов, просто комбинируя их, в то время как творчество – это создание нового во всех аспектах.

Здесь очень полезным оказывается сопоставление подходов к выполнению проектов, которое неизбежно происходит в рамках творческих конкурсов и практических конференций. Внутренняя дисциплина и четкое оформление креативных проектов становятся стимулом для тех, у кого творческие идеи не всегда находят ясное и адекватное выражение. С другой стороны, та творческая «изюминка», которая выходит за рамки представлений креатива, изменяет область возможных идей и формы выполнения проектной деятельности. Пока это только тенденция, которая отражает разнообразие целей и условий образования в Москве – учебные учреждения, которые ставят для себя целью социализацию учащихся в рамках европейского образования, начинают достигать ощутимо высоких результатов в выполнении творческих проектов. Возможно, именно эти два полюса будут определять развитие проектной деятельности на материале искусства в ближайшие годы.

Работа над медиаобразовательными проектами предполагает наличие целенаправленной программы развития образовательного учреждения, позволяющей не только интенсивно интегрировать знания, составляющие основу образовательного процесса, но и активно продолжать познавательно-поисковую работу во второй половине дня за счет дополнительного образования.

Организация проектной деятельности в области искусства весьма эффективна, но требует большей научной обоснованности и привлечения большего количества педагогов-консультантов и научных руководителей. Результативность такой работы может быть обеспечена сложившимися традициями в образовательном учреждении, наличием предметных кафедр, имеющих опыт взаимодействия по отработке модели урока, базирующегося на современных образовательных технологиях и направленного на активизацию самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Литература:

    • Бондаренко Е.А. Информационно-коммуникативная   среда   современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования // Образовательные технологии XXI века. ОТ'08 / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения РАО, 2008. С.23-28.
    • Бондаренко Е.А. «Медиаобразование в современной школе, с точки зрения образовательных стандартов», журнал «Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам/под.ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог.гос.пед.ин-та, 2009, 232 стр.
    • Зазнобина Л.С. «Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ», журнал «Человек», № 1, 1999
    • Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования http://www.mediaeducation.ru/publ/standart.shtml
    • Фоминова М.А. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М., 2001