Бондаренко Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент
зав. лабораторией медиаобразования,
Институт содержания и методов обучения РАО,
Москва

 

 

Электронная почта:
letty3@yandex.ru


 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
Учим.Инфо


Региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе: Подросток в море СМИ – плыть? бороться? использовать?

УДК: 37.013.8

Региональные аспекты медиаобразования в постиндустриальном обществе: Подросток в море СМИ – плыть? бороться? использовать?

 

Е.А.Бондаренко, кандидат педагогических наук,
доцент, заведующая лабораторией медиаобразования
Института  содержания и методов обучения РАО.

Аннотация. В статье предложен вариант обоснования и наполнения медиаобразовательных направлений работы в современной школе. На основе анализа феномена «параллельной школы» определены направления развития личности, на которых и должны базироваться конкретные направления медиаобразования. Предложены также основы работы с информационной безопасностью, которые предполагают системную работу с данной проблемой, начиная с дошкольного возраста.

Ключевые слова. Медиаобразование, региональный аспект, критическое мышление, мультимедиатехнологии, «параллельная школа», информационная безопасность.

Bondarenko Elena
Institute of content and methods of teaching RAO,
Head of Laboratory of media education, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

Regional aspects of media education in post-industrial society: a Teenager in a sea of mass-media – to swim? to fight? to use?

 

Abstract. The article proposes a rationale and content of media education areas of work in the modern school. Based on the analysis of the phenomenon of "parallel school" is defined the areas of personal development, which should be based specific areas of media education. Also proposed the basics of information security, which require systematic work with this problem, starting with pre-school age.

Keywords.Media education, the regional dimension, critical thinking, multimediatechnology, "parallel school", information security.

Современный этап развития общества характеризуется повышением значения региональных структур – в политике, экономике, идеологии. Наиболее важными становятся факторы, которые определяют развитие личности в конкретных условиях: этнокультурные, экономические, но в целом связанные с тем уровнем жизни, который достигнут в данных доме/городе/регионе.

Чрезвычайно важно это и для современной школы.

Взаимодействие учащихся с окружающим миром сегодня происходит в условиях перенасыщенного информационного поля, изменения всего фона образования как системы. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Телевидение, а за ним и Интернет в конце девяностых годов ХХ века становятся наиболее популярными источниками информации для российских детей и подростков. Школа оказывается на четвертом-пятом месте по «рейтингу доверия» (к середине первого десятилетия XXI века она вернется к второму-третьему месту). И не последнюю роль в этом процессе сыграли те же самые СМИ, активно разъясняя аудитории, насколько важно, прежде всего, соблюдать права ребенка, как безграмотны нынешние учебники и учителя, и насколько не соответствует современным требованиям школьное образование.

Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой. Как оградить детей и подростков от информации, причиняющей вред, содержащей психологически вредные элементы, затягивающей подобно наркотику? Как остановить поток этой информации?

На примере различных интернет-сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что подобный ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.

С точки зрения религиозных воззрений (здесь ислам и христианство единодушны)  необходимо просто ограничить ребенка и подростка в просмотре телепередач и свободном выходе в интернет. Мультфильмы (желательно советские), увиденные  раз в неделю, должны стать средством  поощрения и т. д. и т. п. Позиция внятная, но совершенно нереальная. Абстрагироваться от мира, в котором с мобильниками учатся обращаться двух-трехлетние дети, пятилетние посещают интернет, а подростки становятся  полноправными жителями виртуального мира, уже невозможно.

Современный учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы педагога. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в “электронную среду”, ориентироваться в ней, приобретать навыки “чтения”, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмысливать ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ – это и есть одна из важнейших задач современного образования. Именно эту задачу выполняет сегодня медиаобразование.Это первые шаги по формированию нового типа культуры – медиакультуры, основанной на принципе диалога предшествовавших культур [1].

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности[2]. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» – рекламы,  СМИ, Интернета – на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.

Мы много говорим о том, что современная образовательная среда должна быть интерактивной. Но обеспечить реальные механизмы эффективной «обратной связи» может только медиаобразование, поскольку оно учит думать и реагировать на «вызовы» окружающей инфосреды как ученика, так и учителя. 

Медиаобразование в современной школе представлено десятками конкретных направлений работы. Это и работа над исследовательскими мультимедиапроектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в интернете. Умение «читать» медиасообщение, понимать его скрытый смысл, анализировать текст или визуальный образ, делать выводы – вот основные задачи, которые в комплексе решаются на таких занятиях. Медиаобразование может органично включаться в любой урок и должно пронизывать всю образовательную среду современной школы.

Сообщения СМИ не случайно часто называют «параллельной школой»: немалую долю знаний о мире и обществе мы получаем благодаря им. Сначала печатные издания, а потом  телевидение и интернет обретают все большее и большее значение в жизни молодого поколения. Порой даже старшим приходится размышлять над тем, какая доля правды содержится в том или ином сообщении, и нужно ли пересматривать свои позиции по этому вопросу.

Психологи давно убедились в том, что тексты СМИ (медиатексты) для ученика куда более убедительны, чем слова учителя. Значительная часть информации, представленной в медиатекстах, опиралась на факты, которые были тесно взаимосвязаны с основами изучаемых в школе наук. Многие сообщения СМИ затрагивали материалы и факты, изучаемые в школе. И далеко не всегда трактовка этих фактов совпадала с той позицией, которую предлагали школьникам учителя. В эпоху единых учебников и единой системы средств обучения учебный предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающей реальности. Для того, чтобы реализовать дидактический принцип связи школы с жизнью, надо было обращаться к «внешним» материалам – газетным заметкам, документальным и художественным фильмам, телепередачам.

Однако когда поток «внешней» информации возрос, разнообразие СМИ и рождение новых видов массовой коммуникации  кардинально изменило ситуацию. Теперь учитель и рад бы изолировать свой предмет от притока параллельной информации, но факты и «мнения» из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют взгляды учеников. В лучшем случае возникает своеобразное «двойное мышление»: подросток имеет одну точку зрения для урока, другую – для обыденной жизни. В другом случае возникает конгломерат из проверенных науками знаний и запаса сведений, полученных из случайных источников. И последствия такого «информационного коктейля» непредсказуемы, а для любой (в том числе и тестовой) формы проверки знаний бывают просто трагичны.

Проблемы, которые ставит перед традиционным образованием «параллельная школа», не исчерпываются ни необходимостью научить вырабатывать научный подход к фактам, ни потребностью формировать критическое мышление. Здесь, на стыке педагогики и мира, за порогом школы необходимо умение адаптироваться в современном информационном пространстве.
На современном этапе развития информационного общества цели медиаобразования таковы:

  • формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;
  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;
  • умение адаптироваться в медиасреде;
  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;
  • формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Для эффективной реализации этих целей на региональном уровне можно предложить следующие мероприятия:

  • Семинары, конференции, курсы повышения квалификации для администрации учебных учреждений и учителей по медиаобразованию;
  • Серию мастер-классов «Интеграция медиаобразования в базовые предметы»;
  • Создание регионального банка методических разработок и материалов по медиаобразованию и публикация их в интернете;
  • Конкурсы детских мультимедиа проектов на различные темы;
  • Конкурсы и фестивали детского экранного творчества (компьютерной анимации, школьного кино и телевидения, социальной рекламы и пр.);
  • Межшкольная игра по информационно-психологической безопасности («Медиаинтервенция»);
  • Создание дистанционного курса для учителей и детей по информационной безопасности и медиаобразованию;

Предполагаемые итоги и критерии эффективности процесса формирования медиакультуры:

  • формирование критической медиакомпетенции учителей и учащихся;
  • обобщение опыта современного медиаобразования;
  • создание динамичной системы саморазвития медиасреды, усиление фактора адаптации личности к происходящим в обществе изменениям;
  • эффективное  включение творчества личности в информационное пространство на различных уровнях (класс, школа, округ, город, страна, сетевое сообщество и пр.).

В рамках медиаобразования предполагается активное включение детей в процесс создания собственных медиасред  с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этих задач требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

В настоящее время общество находится на пороге смены образовательнойпарадигмы – перехода от образования в условиях ограниченного доступа кинформации к образованию в условиях неограниченного доступа кинформации.

Современное преподавание становится все более тесно связанным с использованием новых информационных технологий. Растущее разнообразие творчества учащихся заставляет более внимательно отнестись к областям педагогической подготовки, которые призваны обеспечить его эффективность: уже сейчас необходима особая подготовка каждого учителя-предметника к грамотной работе с НИТ, формирование медиаграмотности и медиакультуры как учащихся, так и самого учителя, формирование в образовательных учреждениях широкого поля информационной компетенции, куда входят и детская журналистика, и компьютерная анимация, и основы фото- и видеомонтажа, и дизайн электронных средств обучения, и многие другие направления, конкретный спектр которых следует определять на региональном уровне.
Отметим, что в настоящее время это вполне может быть реализовано на базе медиатеки, школьной телестудии или нескольких учебных кабинетов с соответствующим комплексом оборудования. А конкретный набор представленных в школе технологий зависит от уровня развития региона. Государство в настоящее время уходит от обязательных для всех рекомендаций на уровне Министерства образования, но стимулирует развитие медиасреды и медиапространства школы на уровне региона.

Одна из наиболее интересных областей аудиовизуального творчества – работа с мультимедийными технологиями. Мультимедийность создает психологические условия, которые способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала с активизацией подсознательных реакций обучаемого. Создавая медиатекст в мультимедийном режиме, подросток неизбежно приходит к тому, что использование каждого отобранного им средства не может быть случайным и должно быть подчинено какой-то итоговой идее. Важно и то, что учебный (или познаваемый) материал в данном случае является только материалом – само творчество формально касается только области используемыхмультимедиатехнологий. Именно поэтому изучаемая область становится предметом особого интереса подростка – чтобы понять, как о чем-либо рассказать, нужно сначала познать предмет будущего рассказа. Таким образом, интерес к самим новым технологиям, подкрепляемый содержанием творческого проекта, становится поводом для саморазвития личности.

Психологами уже доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, которое отвечает за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние учащихся, стимулируются положительные эмоции.

Преимущество мультимедиатехнологий состоит в возможности использования интерактивного режима  как при создании мультимедийного проекта (продукта), так и при его использовании. Интерактивность стимулирует творческий подход к проблеме создания мультимедийного проекта, активизирует механизмы поиска информации и формирования личностных компетенций – коммуникативной,  информационной.
Применение мультимедийных технологий  в образовании – гибкий и универсальный процесс, дающий широкие возможности для реализации творческого потенциала личности. Однако следует учесть, что содержание педагогической деятельности при этом существенно отличается от традиционного учебного процесса. Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя. Он должен не только иметь специальную подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять те приемы педагогики, которые связаны с культурой использования технических средств обучения, со стимулированием самостоятельного творчества учащихся. Во-вторых, часть процесса обучения и воспитания переносится на самих учащихся, зависит напрямую от их активности, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. В этих условиях объяснение учебного материала требует гораздо более активного и интенсивного взаимодействия между учителем и учеником. Значительно усложняется и сама технология проведения занятий – преподаватель должен одновременно излагать материал, контролировать применение мультимедийных средств обучения и чутко реагировать на любое изменение состояния аудитории для организации эффективной обратной связи.

Одной из важнейших тенденций развития культуры ХХ века является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин «клиповое мышление». Наиболее массовым источником информации стало сначала телевидение, потом интернет. Современный интернет – сложная информационная система, где любые сообщения представлены в интерактивном медиапространстве.

Для нас же особо важным является то, что восприятие информации происходит через экран.
Экранный тип коммуникации является доминирующим в компьютерных технологиях [3], и поэтому создание любых электронных информационных ресурсов, выполнение учащимися мультимедийных проектов невозможны без учета опыта, накопленного экранной культурой в течение ХХ века.
Специфика подачи экранной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза (образования смысла) осуществляется непосредственно в сознании человека[4]. Поэтому возрастает роль способности человека к обобщению, к синтезу. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородные материалы, воспринимать картину мира не мозаично, а целостно, в единстве.

Чрезвычайно важна в современных условиях также интерактивность медиатекста (возможность реальной обратной связи). Интерактивность подразумевает обязательную активность пользователя (не задашь вопроса – не получишь ответ). Новые качества экранного образа в мультимедиа (сжатое изложение информации, свобода перемещения по структуре ресурсов, необязательность «сплошного» чтения текста, наличие в структуре информации справок и перекрестных ссылок) являются следствием возникновения нового типа медиатекстов – гипертекстов. И сама природа  экранного медиатекста определяет возможности его восприятия, реализацию через гипертекстовые структуры различных образовательных задач и моделей обучения – от массовых до индивидуально-дифференцированных. Неслучайно в дистанционных курсах и электронных учебниках предусмотрены различные способы обеспечения индивидуальной учебной траектории, в том числе и вариативные комплексы самопроверки знаний и умений работать с информацией.

Проблемы аудиовизуального творчества детей и подростков сейчас находятся в центре внимания и ученых, и педагогов-практиков[5]. Отметим, что любая среда, создаваемая в итоге этого творчества, будет неким виртуальным продуктом. Количественный рост и качественные изменения информации, поступающей к нам по каналам масс-медиа, повышение роли новых информационных технологий в современной жизни, ускорение «оборота» информации, определяющего смену ведущих ориентаций, ценностей, характеристик определенного этапа жизни, – все эти факторы определяют и растущее влияние среды  на сознание, и процесс формирования коммуникативных компетенций детей и подростков.

Во-первых, сама информационная среда становится все более виртуальной – у людей пока нет эффективных способов проверки информации, что порождает либо общие заблуждения, либо тотальное недоверие к СМИ.

Во-вторых, формирование коммуникативной компетенции опирается не на суть информации, а только на различные механизмы ее освоения. Это приводит к тому, что сама коммуникативная компетенция становится ограниченной – восприятие информации ограничивается в области ее понимания и интерпретации и обогащается в сфере способов ее обработки и изложения. Иначе говоря, высказанную в статье мысль могут повторить трижды разными словами – но так и не понять, каков стоящий за нею «скрытый смысл». Напомним: наличие скрытого смысла обязательно для любого медиатекста, и именно в его распознавании и понимании заключено творчество в области восприятия. Именно поэтому аудиовизуальное творчество является лучшим «противоядием» от доверия к ложной информации.

Источники

  • Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Мысль,2005.C.48
  • Савенкова Л.Г.Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред. – сост. Савенкова Л.Г. – М.: Изд.дом РАО, 2003. – C. 83
  • Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – С.131
  • Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. С.97
  • Федоров А.В. Медиаобразование: проблемы и тенденции. Ч.1: сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2014. – 658 с.