Соколова Оксана Леонидовна


учитель информатики средней общеобразовательной школы №15, г. Глазов, Республика Удмуртия

 

 

Электронная почта:

sokolova_oksana@mail.ru

 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
Учим.Инфо

Проведение городских конкурсов по информатике в рамках внеурочной деятельности учащихся

Проведение городских конкурсов по информатике в рамках внеурочной деятельности учащихся


Аннотация
В данной статье автор делится методическими приемами организации городских конкурсов по информатике и раскрывает вопросы их подготовки, организации, проведения. Работа может быть полезна для учителей информатики и использоваться ими во внеурочной деятельности для проведения предметных недель или  школьных олимпиад.

Ключевые слова: конкурсы по информатике для 4-5 классов, внеурочная деятельность, виртуальное общение, графический редактор.

Приложение


 
O.L. Sokolova,
Municipal budget educational institution "Secondary school №15», Glazov, Udmurt Republic

CITY HOLDING COMPETITIONS WITHIN THE SCIENCE STUDENTS EXTRACURRICULAR ACTIVITES
Annotation.
In this article, the author shares methodological techniques of urban organization of competitions in computer science and reveals the issues of preparation, organization, conduct. The work can be useful for science teachers, and used by them in extracurricular activities subject for weeks or school competitions.
Tags: competitions in Informatics for 4-5 grades, extracurricular activities, virtual communication, editing.

Ни для кого не секрет, что наступила эпоха глобальной информатизации общества, поэтому мы с уверенностью можем говорить о том, что современный человек, и ребенок в том числе, должен владеть навыками работы с информацией и информационно-коммуникационными технологиями.  Школьный учебный предмет «Информатика и ИКТ» решает многие задачи по формированию таких знаний и навыков. Но на уроках не всегда у каждого ребенка есть возможность реализовать свои способности  в полной мере. Мощным средством для реализации своих возможностей, а также поднятия интереса школьников к предмету может и должно стать проведение городских конкурсов по информатике, помимо всероссийского этапа олимпиады по программированию.

Такие конкурсы могут являться одним из видов внеурочной деятельности детей,  которая, согласно новым ФГОС, должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому учителя информатики города приняли решение об организации таких городским конкурсов по информатике. 

Таким образом, сегодня в городе ежегодно готовят, организуют и проводят конкурсы по информатике для каждой школьной параллели учащихся. Часть конкурсов является дистанционной, что позволяет привлечь большее количество участников, в том числе и с районов и других городов. Эти конкурсы дополняют олимпиаду по программированию и позволяют охватить все содержательные линии предмета «Информатика и ИКТ» и все уровни обучения. У детей разного возраста появляется возможность проявить себя в качестве «продвинутого» пользователя и показать свои способности в области владения информационно-коммуникационными технологиями. При этом доля интеллектуального труда сохраняется, так как решения задач олимпиады строятся на основных приемах логического мышления [2].

В качестве примера предлагаю сценарий одного из таких городских конкурсов.

Конкурс призван способствовать развитию информационно-коммуникационных способностей детей, а также повышению интереса к предмету. Кроме этого дети получают возможность на практике применить навыки виртуального общения и общения в режиме online.
Цель конкурса:

  • создание условий для самореализации талантов школьников, способных к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде;
  • повышение интереса учащихся к учебному предмету “Информатика и ИКТ”;

Задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • проверка знаний, умений и навыков при работе с графическим редактором, при построении алгоритмов, при обмене сообщениями (в данной работе используется электронная почта); 
  • раскрытие новых, современных возможностей в сфере обмена информацией с применением Интернет.

Участниками конкурса являются учащиеся 4-5 классов. Каждая школа-участница готовит  команду из двух человек.
Характер заданий предусматривает владение детьми на момент проведения конкурса следующих знаний, умений и навыков:

  • технология обработки изображений средствами программы Paint;
  • знание принципов сжатия изображений, форматов графических файлов;
  • наличие электронного ящика и умения обмениваться сообщениями с его помощью;
  • умение правильно сформулировать порядок действий (основы алгоритмического построения).

На электронные ящики школ за неделю до конкурса рассылается специальное положение, в котором указывается полная информация о проводимом мероприятии: название, цели, участники, место проведения, время проведения, сроки и адреса отправки заявок, продолжительность мероприятия, характер заданий, ответственных на доставку и безопасность детей и т.д.

Организаторами мероприятия проводится следующая подготовительная работа:

  • Формулируются этапы проведения олимпиады.
  • Разрабатывается вступительная часть-приветствие участников конкурса.
  • Разрабатываются задания и критерии их оценивания.
  • Готовиться электронный протокол результатов конкурса.
  • Готовятся грамоты и дипломы участников.

Особое значение автор придает вступительной части-приветствию, так как для детей данного возраста очень важна положительная мотивация предстоящей деятельности. Поэтому автор предлагает не просто выполнение заданий конкурса, а придумывает и иллюстрирует сказочную историю. Сказку можно создать при помощи какой-либо программы, например Flash-ролик.

Такие конкурсы собирают большое количество участников. Поэтому можно с уверенностью говорить о положительном значении таких конкурсов, а также о том, что те цели и задачи, которые стоят перед организаторами достигаются и реализуются в полном объеме.  

Сценарий конкурса.
Подготовительный этап.

  1. Необходимо подготовить два кабинета информатики с оформлением, например такое:

    

  1. Обеспечить подключение к Интернету.
  2. Распечатать задания по количеству компьютеров и разложить их на рабочих местах.
  3. Скопировать на Рабочие столы компьютеров папку Олимпиада с текстами заданий.

Примеры заданий:
Папка «Олимпиада»

ЗАДАНИЕ 1.
Часть 1.

  1. Откройте файл Машина.jpg, который находится в папке Олимпиада на Рабочем столе.
  2. Выберите  только те элементы изображения,  из которых можно собрать  одну из моделей автомобиля.
  3. Удалите лишние элементы с изображения.
  4. Сохраните файл под  именем Машина_готово.jpg в папке Олимпиада на Рабочем столе.
  5. Отправьте файл на электронный адрес товарища по команде, указав в письме тему «Задание 1».

Часть 2.

  1. Найдите в своем  электронном ящике  сообщение от товарища по команде. Тема  электронного сообщения -  «Задание 1».
  2. Откройте в программе Paint файл, прикрепленный к электронному письму.
  3. Восстановите изображение из фрагментов.
  4. Сохраните  результат работы в файле под именем, состоящим их вашей фамилии, цифры 1 и номера школы (пример, Иванов_1_15.bmp) в папке Олимпиада на Рабочем столе.

ПРИМЕЧАНИЕ.
В ходе выполнения задания вы можете обмениваться сообщения по электронной почте.
ЗАДАНИЕ 2.
Часть 1.

  1. Найдите  в папке Олимпиада на Рабочем столе и откройте файл Стол.bmp. На этом рисунке – образцы, из которых ваш товарищ по команде должен создать композицию.
  2. Внимательно рассмотрите Рисунок 2, распечатанный на бумаге .  Это – новый рисунок, который должен будет создать ваш товарищ по команде, используя образцы Рисунка 1.

 
Рисунок для задания 2, части 1.

  1. Напишите товарищу по команде электронное письмо, в котором как можно точнее опишите Рисунок 2. Тему письма укажите - «Задание 2».

Часть 2.

  1. Откройте файл Грибы.bmp, который находится в папке Олимпиада на Рабочем стол.
  2. Найдите в своем электронном почтовом ящике сообщение от товарища по команде.  Тема сообщения – Задание 2.
  3. Измените изображение файла Грибы.bmp в соответствии с описанием  в электронном письме.
  4. Сохраниnе файл под именем, состоящим из вашей фамилии, цифры 2 и номера школы (пример, Иванов_2_15.bmp).

ПРИМЕЧАНИЕ.
В ходе выполнения задания вы можете обмениваться сообщения по электронной почте.
ЗАДАНИЕ 3.

  1. Найдите на созданных вами рисунках в заданиях 1 и 2 буквы.
  2. Составьте из них слово. Это – новый пароль для входа в царство Ком.
  3. Напишите его на листе бумаги.

Основной этап.
Ведущий: «Добрый день, ребята! Добро пожаловать в царство КОМ. Здесь живут компьютеры. Давайте познакомимся с ними!»

Включается Flash-ролик со сказкой.

Скачать

Текст сказки может быть таким [1]:

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были компьютеры. Компьютеры были разные – старые, со слезящимися глазами-мониторами и плохой памятью, и молодые,   умные, со светлыми очами, резвые и красивые.

Дружно жили компьютеры в этом царстве, которое называлось Ком, молодые помогали старым, а старые учили молодых уму-разуму.

Царем среди них был самый мудрый и опытный компьютер, с заморским именем Сервер.  Компьютеры любили своего царя Сервера – он и советом поможет, и добрым словом ободрит. Так вот и жили, не тужили компьютеры в своем царстве.

Все бы ничего, да вот беда – царские указы доходили до отдаленных компьютеров слишком поздно. Напишет, бывало, царь грамоту, упакует ее в специальные футляры – дискеты – и пошлет гонцов в самые дальние края своего царства. Бегут гонцы с дискетами, бегут и в дождь, и в снег, солнце нещадно палит, ветер злой с ног их валит. Прибегут гонцы, отдадут дискету, а глядь – она размокла от дождя, покоробилась от солнца, ветра и указа царского не сохранила.

Долго терпел это царь и решил связать все компьютеры своего царства Ком в единую сеть. Никого не забыл царь Сервер, вспомнил и старых и малых. А для пущей надежности послал царь гонцов-переписчиков во все концы царства своего, они и провели перепись всех компьютеров, да присвоили им имена, диковинные, из 12 цифр, чтобы хватило на всех на много-много лет вперед.

«Чудит царь» - посмеивались старики. Но вскоре дела пошли на лад в царстве Ком – царские указы доходили до подданных за считанные секунды. Поняли свою выгоду и компьютеры, они тоже стали посылать через Сервер свои сообщения друг другу.

Компьютеры видели, что работы у царя Сервера прибавилось и он очень уставал от непосильной работы и стал перегреваться. Поэтому они его жалели, попусту не болтали и пересылали короткие и только нужные сообщения.

А еще они защитили Сервера огромной стеной, которую назвали Брандмауэром. И теперь, чтобы пройти к царю, нужно было сказать волшебное слово – пароль. Пароль держали втайне от врагов.
Но однажды случилась беда. Враги-вирусы обманным путем получили пароль и теперь Сервер может погибнуть и вместе с ним царство Ком исчезнет.

Царь Сервер просит помощи у вас, ребята! Найдите новое волшебное слово – пароль и спасите царство и всех его жителей».

Ведущий: «Ребята, поможем жителям страны Ком избавиться от вируса. Для этого вам необходимо найти новый пароль. Он спрятан в графических файлах. Выполните задания и найдите новый пароль. Вы пришли к нам командой по два человека. Сейчас вы разделитесь. Один член команды проходит в город Графиков, другой – в город Художников».

Участники расходятся по кабинетам, рассаживаются за компьютеры и получают задания. Организаторы фиксируют месторасположение участников за компьютерами (на случай, если кто-либо из участников неправильно сохранит файлы).

После этого участники приступают к работе по решению поставленных перед ними задач.
Роль организаторов на этом этапе заключается в наблюдении за соблюдением правил конкурса и оказании технической помощи.

За 15-20 минут до окончания конкурса дети покидают кабинеты и организаторы начинают проверку выполненных работ. Бланк оценок выполнен в программе Excel и  может быть таким:


Бланк оценок (задание 2)

Показатели

Баллы

Участники

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

12

14

15

Гриб 1 есть

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриб 2 есть и отражен

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трава 3 есть и отражена

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы 1, 2 и трава 3 правильно расположены относительно друг друга

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриб 4 есть и скопирован

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриб 6 есть и скопирован

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трава 5 есть и скопирована

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трава 5 отражена

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы 4, 6 и трава 5 правильно расположены относительно друг друга

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Небо есть

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фон есть

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк оценок (задание 1)

Показатели

Баллы

Участники

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

12

14

15

Файл прикреплен

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение отправлено

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение получено и прочитано

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл открыт

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собраны все элементы

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем подсчитывают количество набранных баллов и вывешивают листки с паролями на специальную доску.

После того как баллы подсчитаны, заполняется протокол конкурса, также выполненный в программе Excel:

Задание 1 "Мозаика"

Задание 2 "Рисунок"

Задание 3 "Пароль"

Сумма баллов

Место

Школа №1

=СУММ(C2:E2)

=РАНГ(F2;F$2:F$16;0)

Школа №2

=СУММ(C3:E3)

=РАНГ(F3;F$2:F$16;0)

Школа №3

=СУММ(C4:E4)

=РАНГ(F4;F$2:F$16;0)

Школа №4

=СУММ(C5:E5)

=РАНГ(F5;F$2:F$16;0)

Школа №6

=СУММ(C6:E6)

=РАНГ(F6;F$2:F$16;0)

Оргкомитет:

Во время проверки работ и заполнения протокола детям предлагается просмотр мультфильма.     
Итоги подведены, места определены.

Ведущий: «Дорогие ребята! Всем огромное спасибо за работу и за помощь, которую вы оказали жителям царства Ком. Царь Сервер получил новый пароль, стена-брандмауэр будет восстановлена и жители страны заживут счастливо!».

Ведущий: «А теперь наступает торжественный момент. Назовем всех, кто проявил сегодня смекалку, мужество и отличные навыки работы с графическим редактором Paint и с электронной почтой».
Участникам и победителям вручаются дипломы и грамоты.

Ведущий: «До свидания, ребята. До новых встреч!»

Заключительный этап.

По окончании олимпиады задания и протокол результатов выкладываются на сайте городского методического объединения учителей информатики. Каждый участник имеет возможность сравнить свои результаты с результатами других участников. Также на сайте можно оставлять свои замечания  и  пожелания организаторам олимпиады.

Список использованных источников

  • Мамедова Е.В. «Математическая сказка» – внеклассное мероприятие по информатике и математике для учащихся 6–7-х классов // Информатика и образование. 2005. № 8. С. 80–84.
  • Н.В. Глинка «Школьные олимпиады по информатике», Москва, ООО «Издательство» Айрис-пресс, 2007 год.
Вернуться к началу текущей статьи