Колотова Ирина Олеговна

учитель информатики
МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска»

 

Электронная почта:

klopovaio@mail.ru

 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
 
Использование Лего-технологий на уроках информатики как средство повышения эффективности образовательного процесса

Использование Лего-технологий на уроках информатики как средство повышения эффективности образовательного процесса

В статье показано как можно повысить эффективность образовательного процесса посредством применения лего-технологий на уроках информатики. Приводятся в пример фрагменты конкретных уроков информатики, на которых используются лего-конструкторы.
        

Введение
Лего-технологии на уроках информатики
Описание результативности опыта
Список литературы

Введение

Актуальность темы заключается в том, что ЛЕГО – это совершенно новые технологии в образовании, которые позволяют повысить мотивацию учащихся к обучению, организовать их творческую и исследовательскую работу. Лего-технологии позволяют школьникам в форме познавательной игры получить новые знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Образовательная система LEGO обеспечивает дополнительные возможности обучения, ставя оптимальные проблемы и предлагая детям оптимальные ресурсы. Ресурсы LEGO позволяют педагогам создавать благоприятную обучающую среду, и каждый вид деятельности проводит детей через структурированный процесс обучения. LEGO позволяет учить детей быть любопытными по отношению к явлениям вокруг них, то есть учить тому, как решить проблему и где искать решения и находить ответы.

Приходится признать, что традиционные методы обучения часто ограничивают естественную детскую способность учиться, т.к. предполагают достижение заранее известного данного решения, двигаясь к нему определенными типовыми путями. Результат состоит в том, что учащиеся просто воспроизводят знание вместо того, чтобы добиваться его осмысленно.

Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Я работаю с учащимися 7 - 11 классов. Общий стаж моей работы в гимназии №10 8 лет.
Гимназия №10 – учреждение с углубленным изучением образовательной области  «Искусство», учащиеся гимназии в большинстве своем - гуманитарии. Поэтому с такими ребятами сложнее работать. Изучение информатики дается таким ребятам сложно.

Педагогическое затруднение такого рода заставило меня задуматься над тем, как в ежедневной работе помочь детям на уроках информатики чувствовать себя комфортно.
И, конечно, размышляя над этой проблемой, я не могла не воспользоваться лего–конструктором на учебных занятиях.

Таким образом, главной идеей работы является использование лего-технологий как средства повышения эффективности образовательного процесса на уроках информатики.

Объектом  данного педагогического опыта является практическая деятельность учащихся среднего и старшего звена на уроках информатики. Предметомпедагогического опыта является  использование лего-технологий  на уроках информатики.

Цель моего опыта — повышение эффективности образовательного процесса посредством применения лего-технологий на уроках информатики.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Курс информатики должен иметь не только практическую, но и наглядную направленность. Ученики должны на уроках не только выполнять практические работы, изучать теоретический материал, но и видеть результат своими глазами.
  • Для достижения этого необходима целесообразная, интересная для ученика деятельность, ведь наибольшая эффективность усвоения информации происходит именно во время практической деятельности ребенка.

Лего-технологии на уроках информатики

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам как в самом образовательном процессе, так и в повседневной жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задач через такие обобщенные понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие «алгоритм». Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. Лего-технологии целесообразно использовать  при изучении таких тем, как:

  • Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
  • Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
  • Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
  • Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
  • Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.
  • Правила записи программы.
  • Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Рассмотрим подробнее следующую тему: «Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение».
Учитель рассказывает теоретический материал, используя лего-конструктор.
Запускается конструктор – робот едет вперед и через 5 секунд останавливается.  Вопрос классу: какой вид алгоритма реализует конструктор? (ответ: линейный). Дополнительные вопросы: Что такое линейный алгоритм? Почему робот остановился?
Запускается конструктор с датчиком касания – робот едет вперед, пока не столкнется с препятствием.  Вопрос классу: какой вид алгоритма реализует конструктор? (ответ: разветвляющий). Дополнительные вопросы: Что такое разветвляющий алгоритм? Нарисуйте схему действия робота. Что помешало роботу продолжить движение?
Запускается конструктор с датчиком касания – робот едет вперед, пока не столкнется с препятствием, далее робот поворачивается направо и едет вперед, пока не столкнется с препятствием и т.д.  Вопрос классу: какой вид алгоритма реализует конструктор? (ответ: циклический). Дополнительные вопросы: Что такое циклический алгоритм? Нарисуйте схему действия робота. Почему робот не остановился после столкновения с препятствием?
Важным разделом курса информатики и информационных технологий основной школы является раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», в который входят следующие темы:

  • Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
  • Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
  • Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
  • Данные и программы. Файлы и файловая система.
  • Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Остановимся подробнее на теме: «Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память)».
Учитель проводит параллель между двумя устройствами: компьютером и лего-роботом и вместе с классом выявляет общее и различное.

 

Компьютер

Лего-конструктор

память

  • Внутренняя (жесткий диск)
  • внешняя (диски, флэш-карты и т.д.)
  • Внутренняя (микрокомпьютер)
  • внешняя(диски, флэш-карты и т.д.)

 

Устройства ввода

Мышка, клавиатура, сканер, микрофон

Датчик света, датчик касания, датчик звука, ультразвуковой датчик

Устройства вывода

Монитор, принтер, колонки

Дисплей, встроенные колонки

Принцип работы

Действует по заложенной в компьютер программе

Действует по заложенной в микрокомпьютер программе

 

Описание результативности опыта

Нет сомнений, что использование лего-технологий на уроках информатики оказывается продуктивным.

  • Материальными продуктами данного педагогического опыта являются дидактические материалы, разработки уроков с использованием лего-технологий на уроках информатики; открытый урок в  рамках конкурса «Педагог дополнительного образования»; мастер-класс, проведенный в рамках конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Техническое творчество» (2 место).
  • Внешние результаты:

Средний балл за ЕГЭ по информатике за последние 3 года:

  • 2012 - 2013 учебный год – 67 баллов;
  • 2013 - 2014 учебный год – 80 баллов;
  • 2014-2015 учебный год – 86 баллов;

Абсолютная успеваемость учащихся по предмету «Информатика» - 100 %: качественная успеваемость – 83 %.
Участие учеников в олимпиадах, конкурсах (образовательного учреждения, районных, городских, всероссийских):

  • 2 место в районных соревнованиях по Лего – конструированию (основная категория, младшая группа);
  • 3 место в городских соревнованиях по Лего – конструированию (основная категория, младшая группа);
  • 1 место в районных соревнованиях по Лего – конструированию «Кегельринг» (основная категория, младшая группа);
  • 3 место в общекомандном зачете в младшей возрастной категории в муниципальных Лего-сборах;
  • дипломант финального этапа V Международной Олимпиады по основам наук по информатике;
  • 3 место в основной категории (младшая возрастная группа) муниципального этапа международных состязаний Лего-роботов.

Список литературы

 

Тематическое планирование 7 класс.



п/п

Тема урока

1

Введение. Техника безопасности.  Конструктор  ЛЕГО Mindstorms EV3: аппаратное и программное обеспечение.

2

Конструирование первого робота «Гиробой»

3

Изучение программы  робота «Гиробой». Программирование: создание своей программы.

4

Изучение программы  робота «Гиробой». Программирование: создание своей программы.

5

Конструирование первого робота «Сортировщик цветов»

6

Изучение программы  робота «Сортировщик цветов». Программирование: создание своей программы.

7

Изучение программы  робота «Сортировщик цветов». Программирование: создание своей программы.

8

Конструирование первого робота «Щенок»

9

Изучение программы  робота «Щенок». Программирование: создание своей программы.

10

Изучение программы  робота «Щенок». Программирование: создание своей программы.

11

Конструирование первого робота «Рука робота Н25»

12

Изучение программы  робота «Рука робота Н25». Программирование: создание своей программы.

13

Изучение программы  робота «Рука робота Н25». Программирование: создание своей программы.

14

Конструирование первого робота «Робот-танк»

15

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Робот-танк». Программирование: создание своей программы.

16

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Робот-танк». Программирование: создание своей программы.

17

Конструирование первого робота «Знап»

18

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Знап». Программирование: создание своей программы.

19

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Знап». Программирование: создание своей программы.

20

Конструирование первого робота «Лестничный вездеход»

21

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Лестничный вездеход». Программирование: создание своей программы.

22

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Лестничный вездеход». Программирование: создание своей программы.

23

Конструирование первого робота «Слон»

24

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Слон». Программирование: создание своей программы.

25

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Слон». Программирование: создание своей программы.

26

Конструирование первого робота «Фабрика спиннеров»

27

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Фабрика спиннеров». Программирование: создание своей программы.

28

Изучение программы  робота  Конструирование первого робота «Фабрика спиннеров». Программирование: создание своей программы.

29

Творческий проект «Мой полезный робот»

30

Творческий проект «Мой полезный робот»

31

Творческий проект «Мой полезный робот»

32

Творческий проект «Мой полезный робот»

33

Творческий проект «Мой полезный робот»

34

Творческий проект «Мой полезный робот»

45

Творческий проект «Мой полезный робот»

hhhhh

Защитное слово

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые члены жюри. Я, ученица 5 «Б» класса Гусева Дарья,  работала над индивидуальным учебным проектом «Словарь пятиклассника». Руководитель моего проекта - Гусева Евгения Николаевна, учитель русского языка  и литературы.

Почему мной была выбрана эта тема?

В пятом классе мы начали заполнять «Словарик современного школьника», который помогает нам запомнить правописание непроверяемых букв, а также лексическое значение и этимологию этих слов. Но в этот словарь не вошли некоторые слова из школьного учебника, зато есть пустые страницы под названием «Дополните словарик…» Мне интересен язык, интересно, как живёт слово  и почему оно получило своё название, поэтому я решила узнать тайну 15 словарных слов и поделиться ею со своими одноклассниками. Для этого я изучила орфографический словарь, расположенный в учебнике, сравнила с материалами «Словарика» за 5 и даже 6 класс, чтобы выяснить, какие слова остались неизученными. Затем нашла в «Толковом словаре» С.И. Ожегова значение этих слов, в этимологическом словаре выяснила их происхождение, подобрала родственные слова и составила с ними примеры употребления.
На мой взгляд, тема проекта актуальна, потому что знание происхождения слова часто облегчает его запоминание, следовательно, делает нас грамотнее.
Я полагаю, что мой проект может быть интересен не только моим одноклассникам, но и учителям русского языка нашей гимназии.
Основная цель моего проекта  - расширить лингвистический кругозор учеников 5-х классов гимназии №10.

В процессе реализации проекта я поставила и решила следующие задачи:

1.Выбор темы проекта.
2. Поиск источников информации, работа  с информацией.
3. Подготовка паспорта проекта, проектной папки, презентации.
Работая над проектом, я столкнулась с проблемами, не решив которые, я не смогла бы качественно его выполнить. Мне потребовалась помощь руководителя  и мамы, для того чтобы создать презентацию  и таблицу.
Для реализации моей идеи мне было необходимо следующее оборудование:  персональный компьютер, словари. Основной материал для своего проекта  я взяла из сети Интернет.

Продуктом проекта является дополнение к «Словарику современного школьника» за 5 класс.
К сожалению, время не позволяет рассказать Вам обо всём, что стало известно мне, остановлюсь на самом интересном. Так,  в  свой словарик  я включила слово беседовать, которое  образовалось от древнерусского "безъ" - "вне", "снаружи" и  "сда" - "сидение". "беседка" сначала значило "скамейка на воздухе, вне дома", где можно "побеседовати").

Слово «изумрудный»  почему-то сразу мне понравилось, хоть точного значения его  я не знала. А оказалось, что оно образовалось от турецкого слова «зумруд», что обозначает «зеленый». А слово «поразительный» - славянского происхождения, от глагола «разити» – «бить».
Я хотела бы поделиться материалами своего проекта  со своими одноклассниками, поэтому распечатала свой материал на весь класс, и ребята могут вклеить эти страницы в свой словарик.  Надеюсь, что мой проект будет интересен  и полезен и учителям русского языка.

Дополнение к словарику современного школьника ( 5 класс)


Слово

 

Значение

 

Происхождение

 

Родственные слова

Примеры употребления

Беседовать

 

Разговаривать с кем-либо, вести беседу

Древнерусск.
"безъ" - "вне", "снаружи",  "сда" - "сидение". "беседка"
сначала значило "скамейка на воздухе, вне дома", где
можно "побеседовати")

Беседа

Беседовать о погоде

 

Бирюзовый

 

 

1.Относящийся к бирюзе, сделанный из бирюзы
2.Имеющий цвет бирюзы (голубой, зеленовато-голубой)

 

Турецк. Piruza –камень синего цвета

 

Бирюза

 

Бирюзовый цвет

 

Изумрудный

 

 

Травяной, зеленый цвет

 

 

Турецкое – zumrut (изумруд)- зеленый камень

 

Изумруд

 

Изумрудное кольцо

 

Компьютер

 

 

Устройство, обрабатывающее данные

 

Англ. сomputar — «вычислять»

 

Компьютерный

 

Персональный компьютер

 

Лазурный

 

Имеющий цвет лазури; светло-синий, голубой

 

В нем.lasur-«голубой камень»

 

Лазурь

 

Лазурный камень

 

Мандарин

 

 

Плод , слегка сплюснутый, оранжевый   

 

Португал."mandar" - "приказывать", португальские колонизаторы
стали называть высших чиновников Китая.

 

Мандаринка

 

 

 

Вкусный мандарин


 

Поразительный

 

Изумительный, необыкновенный

 

От праслав.  «разити» - бить

 

Поразить

 

Поразительный рисунок

 

Рюкзак

 

 

 Заплечный мешок для вещей                  

 


От нем. где "Рюккен" значит
"спина", а "Зак" - "мешок".Rucksack  - заплечный мешок

 

Рюкзачный

 


Носить рюкзак

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Слово

 

Значение

 

Происхождение

 

Родственные слова

Примеры употребления

 

Спортсмен

 

 

 

Человек, занимающийся спортом и владеющий его высокими достижениями


Англ., от sport - спорт

 

 

Спортсменский

 

 

 

Я-спортсмен



 

Справедливый

 

1.Действующий беспристрастно, по соображениям совести и правды
2.Соответствующий моральным и правовым нормам

 

Общеслав. правда (pravda)»

 

Справедливо

 

Справедливый человек

 

Тренер

 

 

Человек, профессионально занимающийся тренировкой


Англ. trainer - воспитывать, обучать

 

Тренерский

 

 

Тренер по гимнастике


 

Фотоаппарат

 

Устройство (прибор, механизм, конструкция)

 

Греч.фото - отношение к свету 

 

Фотографи?ческий


Хороший фотоаппарат

 

Фигура



1. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией
2.Расположение предметов в известном порядке

 

Латын. "Figura" -"изображение"

 

Фигурный

 

Красивая фигура


Хоккей

 

Спортивная игра, в котором две команды стараются поразить мячом или шайбой цель — ворота противника, используя клюшки.

 

Англ. hockey- «хоккей»


Хоккейный

 

Играть в хоккей

 

 

 

Янтарный

 

1.Сделан из янтаря
2. Прозрачно-желтый, цвета янтаря

 

Латыш. -«дзинтарс - самоцвет

 

Янтарь

 

Янтарный оттенок

Отзыв на проект учащегося ___5б___класса
МБОУ гимназии №10 г.Челябинска
по предмету русский язык

Ученица 5б класса Гусева Дарья начала работу над проектом «Словарик пятиклассника» в октябре 2014г. Приказом №______от ___________руководителем проекта назначен (а) Гусева Евгения Николаевна.

На этапе выбора темы  и формулирования проблемы инициатива исходила от самого ученика. На этапе планирования Гусева Дарья проявила такие личностные качества, как любознательность, активность. На остальных этапах работы над проектом степень самостоятельности  и инициативности значительно не изменилась. Уровень ответственности  и исполнительской дисциплины Гусевой Д. в ходе выполнения проекта можно оценить как удовлетворительный.

Без помощи руководителя Гусева Дарья выполнила следующие виды работ: отбор материала, поиск необходимой информации.         С помощью учителя  (незначительной) учащийся выполнил следующие виды  работ:__составление плана работы, паспорта проекта, компьютерной презентации, составление защитного слова.

Проект «Словарик пятиклассника» имеет практическую значимость, может быть использован учителями русского языка и учащимися 5-х классов.
На основании вышесказанного считаю, что Гусева Дарья  в ходе работы над проектом «Словарик пятиклассника» достигла метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №10 г.Челябинска на повышенном уровне.

 

05.05.2014г.                                                                                    Гусева Е.Н.