Молчанова Светлана Николаевна

учитель математики и информатики, МБОУ ООШ №2 р.п.Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края


 

sol22006@mail.ru

 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
 
 
Форум ВИО
Учим.Инфо

Образовательные события в информатике

Образовательные события в информатике

Образовательное событие — это способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников; это способ инициирования образовательной активности учащихся, включения в разные формы образовательной коммуникации. Участие в образовательных событиях позволяет учащимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения по части академических и компетентностных результатов.

Событийный подход в развитии личности является одним из перспективнейших направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой. Теоретическое построение сущности начинается с анализа трудов Б.Д. Эльконина, по его мнению, «идеальная форма есть то, что по своей сути не может пребывать, а может лишь сбываться – открываться и являться. Событие идеальной формы – это всеобщий способ её существования. Акт развития и событие – синонимы. Событие не есть продолжение каких- либо причинных или начало целевых детерминаций, не есть следствие и последствие чего бы то ни было. Идеальная форма является не вследствие стечения обстоятельств, а вопреки ему. В этом смысле событие – особая переходная форма жизни. Переходность события не означает аморфности и бес структурности. Событие – это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии.  Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру – единицу событийности».
Проведение школьного событийного мероприятия по информатике дает возможность каждому ученику:

  • продемонстрировать приобретенные им общеучебные умения и навыки;
  • проявить интеллектуальные способности;
  • раскрыть многогранность своих интересов;
  • повысить мотивацию учеников к процессу обучения;
  • подготовить учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам.

Выделяют следующие типы учебно-образовательных событий: проектирование, обучение, тренинг и организационно - деятельностную игру.

Проектирование – форма события, связанная с циклом организации и реализации намерения. Содержание проекта может быть достаточно произвольным, масштаб – определяться как самими обучающимися, так и вытекать из замысла образовательной программы. Результатом проектирования выступает форма проектного мышления, которая осваивается школьником как средство организации деятельности, и целостность мышления коллектива, разрабатывавшего и организовывавшего совместный проект.

Обучение – форма события, базовым процессом которой является освоение и моделирование культурного содержания.

Тренинг – форма события, направленная на овладение стратегий  самоорганизации через выполнение задач на пробных телах, тренажёрах.

Организационно-деятельностная игра – форма события, базирующаяся на проблематизации и конструировании. Основным содержанием является работа с рамками мышления, как собственного обыденного мышления школьника, так и с рамками мышления в научном предмете либо в современных практиках. Образовательной задачей является конструирование, определение истинной картины мира.
Предлагаю Вам познакомиться с технологическими картами следующих образовательных событий в информатике, как «Мультмарафон», Фото – кросс – коллаж «Поселок(город), природа и архитектура - информация в картинках», «Моделирование будущего планеты Земля», брейн – ринг  «Остров «Информатика - информация».

 

Технологическая карта образовательного события «Мультмарафон»

Сроки проведения: 2-3 месяца
Участники события: 1, 4-5 классы
Место проведения: актовый зал

Планируемые образовательные результаты:
1) предметные – Наличие инициативы, самостоятельного действия с учебным материалом в соответствии с возрастом.
2) метапредметные – Сформированность предпосылок для индивидуализации учебной деятельности: умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в различных позициях.
3) личностные – Удержание и повышение учебной мотивации; способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; умение вступать в разновозрастное сотрудничество; умение понимать и учитывать позиции другого человека.

Оборудование, материалы: компьютеры,

Роли участников события:

  • мультипликаторы (4-5 класс)
  • Зрители - жюри  (1 класс)
  • Проф. жюри (4-5 класс)
  • Организаторы и ведущие праздника (5 класс)
  • Журналисты (5 класс)

Этапы события, сроки

Деятельность организатора

Деятельность участников

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап (2 месяца)

Организует деятельность учащихся по созданию мультфильмов

Создаются мультфильмы «Мы изучаем АЗБУКУ»

Предметные, личностные,
метапредметные

Организация праздника (2- 3 недели)

Организация праздника

  •  консультации по доработке мультфильмов
  •  готовиться сценарий праздника,
  • распределение ролей
  • репетиция праздника
  • выпуск афиши праздника

личностные
метапредметные коммуникативные

Проведение праздника

Следит за проведение праздника, жюри , журналистов

  • проводят праздник
  • просматривают мультфильмы по разным номинациям
  • оценивают мультфильмы (2 жюри)
  •  делают видео, - фото репортаж

Личностные
метапредметные
коммуникативные

Рефлексия

Организует рефлексию мероприятия

Просматривают видео, - фото репортаж и оценивают:
как прошел праздник?
Все ли мультфильмы получили отметки жюри?
Что можно было сделать по-другому?
Что каждый получил при работе над данным проектом?

личностные
коммуникативные
метапредметные

Технологическая карта образовательного события
Фото - кросс - коллаж

«Поселок (город), природа и архитектура -  информация в картинках»

Сроки проведения: сентябрь - октябрь
Участники события: 9 класс
Место проведения: школа

Планируемые образовательные результаты:
1) предметные – Создание кейса
Организация взаимодействия в информационной среде: выставка
2) метапредметные – Работа с кейсом:

  • Работа с текстом
  • Работа с изображением в виде фотографии, компьютерная обработка фотографии
  • Приобретение опыта участия в дискуссии при обсуждении разных точек зрения для выработки общей позиции

Итог: формирование коммуникативной культуры
3) личностные – Организация личного информационного пространства;

Оборудование, материалы: Компьютеры, проектор, Интернет, графические редакторы

Роли участников события:
1) Фотографы
2) Редакторы текста
3) Дизайнеры графики
4) Ораторы

Этапы события, сроки

Деятельность организатора

Деятельность участников

Прогнозируемый результат

Подготовительный
(1 неделя)

  • Подбирает задания.
  • Определяет основные и вспомогательные материалы.
  • Разрабатывает сценарий мероприятия.
  •  Делит класс на подгруппы.
  • Получает задание.
  • Самостоятельно готовится к занятию, распределяют роли в команде.

 

Основной вид учебной деятельности, направлен:
анализировать информацию,
Выражение себя и
первоначальное общение в группах. Сортировать ее для решения заданной  задачи,
выявлять главные  проблемы,
отработка основных навыков работы в графических редакторах. Появляется навык ведения разговора, умения договариваться.
Проявляется умение выражать свою точку
зрения, донести ее до членов группы. Вырабатывается умение слышать другого,
слышать другую точку
зрения.  Совершенствуется навык поиска информации.

Подготовительный
(2 неделя)

  •  Фотографы делают снимки по заданию.

 

Подготовительный
(3-4 неделя)

  • Дизайнеры обрабатывают фото в графических редакторах.
  • Редакторы готовят защиту проекта.

Основной этап

  • Организует выставку.
  • Координирует  защиту проектов.
  • Ораторы защищают проекты.

Появляется умение обобщать информацию.  Появляется умение Преобразовывать информацию.
Выбор формы представления
результата. Проба выступления в составе группы.  Групповое
представление продукта
группы.

Рефлексия.

  • Подводит итоги выставки.
    • Оценивает работы групп.

 

Рефлексия.

Технологическая карта образовательного события
«Моделирование будущего планеты Земля»

Сроки проведения:
Участники события: 11 класс
Место проведения: кабинет информатики

Планируемые образовательные результаты:
1) предметные – Наличие инициативы, самостоятельного действия с учебным материалом в соответствии с возрастом.
2) метапредметные – Наличие компетентностей: проблемной, информационной, коммуникативной учебной и др.
3) личностные – Ответственное отношение к учебе, готовность к самообразованию; самостоятельность в построении образовательного маршрута; освоение социальных норм, наличие морального сознания и социальных компетентностей в решении проблем, умение выбирать.

Оборудование, материалы: карты, глобус, документ-камера, проектор, компьютер, оценочные листы

Роли участников события 
Научные группы:
1) журналисты
2) дизайнеры
3) географы
4) математики
5) физики

Этапы события, сроки

Деятельность организатора

Деятельность участников

Прогнозируемый результат

Подготовительный
1 неделя

  • Распределение ролей по группам
  • Постановка проблемы
  • Постановка цели и задач
  • Поиск материала
  • Подготовка проекта
  • Вход в событие
  • Актуализация
  • Выявление интереса

детей

  • Заинтересованность

участников

  • Принятие задания, понимание
  • Распределение ролей в группе
  • Появляется навык

ведения разговора,
умения договариваться

  • Проявляется умение

выражать свою точку зрения, донести ее до членов группы

  • Вырабатывается умение слышать другого, слышать другую точку зрения
  • Совершенствуется навык поиска информации

Основной
2 урока

  • Объявления темы события
  • Представление команд

 

  • Визитка группы
  • Представление проектов каждой группы
  • Участники углубляются в тему благодаря выступлению групп
  • Появляется умение

обобщать информацию

  • Появляется умение

преобразовывать
информацию

  • Выбор формы

представления результата

  • Проба выступления в составе группы.
  • Групповое

представление продукта
группы

Рефлексия

  • Что вам удалось узнать?
  • Чему вы научились в процессе работы?
  • Что было ценным?
  • Участники сами дают понятие МОДЕЛИ и МОДЕЛИРОВАНИЕ, и классифицируют их по видам
  • Участники высказывают

отношение к проведенному
образовательному событию

Рефлексия
Использование подготовленных проектов в других предметных областях

Технологическая карта образовательного события брейн – ринг  «Остров «Информатика - информация»
Сроки проведения:
Участники события: 7 класс, 11 класс
Место проведения: кабинет информатики

Планируемые образовательные результаты:
1) предметные – наличие инициативы, самостоятельного действия с учебным материалом
2) метапредметные – наличие компетентностей: проблемной, информационной, коммуникативной учебной.
3) личностные – ответственное отношение к мнению товарищей, готовность к самообразованию; освоение социальных норм, наличие морального сознания и социальных компетентностей в решении проблем, умение выбирать.

Оборудование, материалы:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютерная программа MS PowerPoint;
  • файл с презентацией, демонстрирующий тексты вопросов и заданий

Роли участников события:

  • 11 класс  готовят задания и ход игры
  • 7 класс разбиваются на команды
  • учитель - консультант

Этапы события, сроки

Деятельность организатора

Деятельность участников

Прогнозируемый результат

Подготовительный
(2 недели)

11 класс организует учащихся
7- го класса.
Учитель создает условия для подготовки и консультирует

11 класс (10 чел) составляет сценарий и вопросы, выпускает афишу.
7 класс разбиваются на команды, самостоятельно выбирают эмблему, название команды и девиз.

Готовый сценарий, 
Афиша, вопросы и ответы, подготовленные команды

Основной этап

Учитель в жюри с другими 11 - классниками

(11 класс) ведущие проводят
(7 класс) представляют команду,
Отвечают на вопросы

формирование коммуникативных УУД, регулятивных и познавательных УУД

рефлексия

Награждение победителей

(11 класс) выпуск стенгазеты по итогам мероприятия, обсуждение: что получилось, что можно изменить и т.д.

стенгазета

Интернет- ресурсы:

  • Эльконин Б.Д. Психология развития (http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm)
  • Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия (http://www.thetutor.ru/open/article12.html )
  • Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного

проектирования (http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf )

 

Вернуться к началу текущей статьи