Лаптева Елена Николаевна

учитель истории I квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г.Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.

Электронная почта:

voprosy_io@mail.ru

 
Сайт ВИО
 
Первая страница  Обратная связь. Отправить письмо в редакцию
Конкурсы ВИО
Клуб ВИО
Форум ВИО
Авторы ВИО

 Вклад древних греков в мировую цивилизацию

Вклад древних греков в мировую цивилизацию

Тема урока: «Вклад древних греков в мировую цивилизацию»

Презентация


Тип урока: обобщение и повторение с элементами изучения нового материала.
Цель урока:

  • Повторение и обобщение знаний учащихся о древнегреческой цивилизации.
  • Расширение кругозора учащихся о достижениях древних греков.
  • Составление представления о вкладе греков в мировую цивилизацию.
  • Воспитание чувства прекрасного на примере культуры древних греков.
  • Формирование навыков умения пользоваться интерактивной доской, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

Формы: театрализация, решение логических задач, блиц-опрос, сообщение, презентация.
Оборудование: отрывок из диска «Семь чудес света», презентация, карточки на интерактивной доске.

Ход урока
Достижения греческой культуры имеет огромное значение для человеческой цивилизации, ведь она служит истоком нашей современной культуры. Наша задача на сегодняшний урок: определить значение достижений древних греков для развития современного мира.

Проблемное задание на урок.
Выяснить, почему именно в Древней Греции, в отличие от других стран Древнего мира, появилось так много открытий и изобретений?

Древние греки восхищались своей страной, любили ее и с гордостью называли красивым словом Эллада. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!» – говорили древние греки.

– Чем же так гордились древние греки?
– Назовите достижения, впервые появившиеся в Древней Греции.

Учащиеся называют, а учитель коротко комментирует.
Греческий алфавит – родоначальник славянской письменности.
Древнегреческая письменность.
Фестский диск. Нерасшифрованная критская письменность.
Глиняная табличка со значками древнейшего греческого письма.

Одним из важнейших достижений минойской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (15-12 вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо 15-11 вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (7-4 вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.

Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы. Таких табличек найдено очень мною; немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.

В результате долголетних усилий целого ряда ученых линейное письмо Б теперь уже расшифровано, что дает возможность, прочесть свыше 2 тыс. кносских, около 1 тыс. пилосских (найденных при раскопках Пилоса в юго-западной части Пелопоннеса) и примерно сотню других табличек со знаками этого письма.

Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены и середине 2 тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.

Историческое значение минойской культуры в целом определяется тем, что на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство. В первой половине и в середине 2 тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.

– Греческий театр вмещал 20-25 тысяч зрителей, прекрасная акустика – позавидует любой современный театр. СЛАЙД 1.
– Комедия, трагедия, лирика, басня, поэма появились в Греции.
– Демократия, новая прогрессивная форма государственного управления и сейчас является идеалом для многих стран мира.
– По блестяще написанным речам Демосфена учатся современные мастера ораторскому искусству.

СЛАЙД 2. Статуя Демосфена. 280 г. до н.э.
СЛАЙД 3. Бюст Демосфена. Римская копия с греческого оригинала. 280 г. до н.э.

Афинский государственный деятель и великий оратор древности. Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Демосфен стал логографом, т.е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании. Сохранились приписываемые Демосфену 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Демосфен произнёс свою первую "Филиппику" – речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов. С этого времени Демосфен стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности – триерархии, т.е. снаряжения военного корабля - триеры отдельными гражданами и метеками, и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Демосфен добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Демосфен продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323-322) Демосфен, преследуемый врагами, отравился. Последовательная патриотическая позиция Демосфен, непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.

Плутарх о Демосфене.
Демосфен был сыном владельца оружейной мастерской. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхитили все его деньги. С детских лет Демосфен мечтал стать оратором. Это было непросто: он рос болезненным ребенком, имел слабый голос. Забросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фразы. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу... Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения.

Задание № 1.
Выберите из приведенных ниже достижений те, которые относятся к Древней Греции.
Класс выполняет задание. Учащиеся выполняют задание на карточках, кто-то один выходит к интерактивной доске и выполняет задание у доски. Затем все проверяют (можно поменяться карточками). Карточки сдаются учителю.

– Названные вами достижения древних греков это только малая часть того, что смогли изобрести древние эллины. Как много полезных знаний и достижений мы не смогли изучить на уроках Древнего мира. Древние греки ценили красоту человека и окружающего мира, стараясь наиболее правдиво изобразить все это в своих произведениях. Именно греки построили наиболее величественные здания своего времени. Из семи чудес света - самых замечательных архитектурных творений человечества – 4 по праву принадлежат грекам. И первое из чудес света, о котором мы немного говорили на уроке – это Фаросский маяк.

СЛАЙД 4. Современный рисунок.
СЛАЙД 5. Предполагаемое основание.
СЛАЙД 6. Модель маяка на о.Фаросс Фаросского маяка.
СЛАЙД 7. Фаросский маяк. Современная реконструкция.
СЛАЙД 8 .Фаросский маяк. Современная реконструкция. Современный рисунок.

(Александрийский маяк), маяк на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов". Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.
При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел 4 грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж – фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость.

 

Отрывок из диска «Семь чудес света».
Так назывались в древности 7 замечательных сооружений:
1) пирамиды Египта;
2) Фарос – маяк близ Александрии, построенный Птолемеем II на острове Фарос у города Александрия, 180 м. высотой;
3) стены и висячие сады Вавилона;
4) храм Артемиды или Дианы в Эфесе;
5) колоссальная статуя олимпийского Зевса, изваянная Фидием;
6) мавзолей Артемизии в Галикарнассе;
7) Колосс Родосский - бронзовая статуя Аполлона при входе в гавань г. Родоса.

СЛАЙД 9. Фаросский маяк.
СЛАЙД 10.Пирамиды в Гизе. Египет.
СЛАЙД 11. Вавилон. Реконструкция.
СЛАЙД 12. Статуя Зевса работы Фидия в Олимпии. Современная реконструкция.
СЛАЙД 13. Колос Родосский.
СЛАЙД 14. Храм Артемиды в Эфесе. Современный рисунок.

– О каких архитектурных зданиях говорится в этом отрывке?
– Что вы нового и интересного узнали из этого диска?
Мы говорим о достижениях и изобретениях, а ведь их совершают люди. Среди великих людей, вошедших в мировую историю, почетное место занимают замечательные деятели Древней Греции. Их делами восхищаются люди всех народов и национальностей.
– Назовите их.
Дети называют имена греков.

Задание № 2.
Соотнесите имена греков и их деятельность.

Учащиеся выполняют задание на карточках, один выходит к доске, затем все проверяют.

Чтобы перечислить имена всех великих греков и рассказать о каждом не хватило бы и нескольких уроков, но мы постараемся, познакомится хотя бы с некоторыми из них.

Ролевая игра «Мы – родом из Греции».
Ученики класса распределяют роли знаменитых древних греков, одевают соответствующие одежды. Учитель предлагает уч-ся отправиться в путешествие в Древнюю Грецию на встречу со знаменитостями и каждый из участников театрализованной игры рассказывает учащимся класса о себе, как о знаменитом древнем греке.

Каждый город Древней Греции гордился своими достижениями и великими людьми. Греческие полисы спорили за право называться родиной того или иного ученого. Каждый греческий город не жалея средств, строил на своей территории красивые здания, школы, театры.

СЛАЙД 15 Аристотель.
СЛАЙД 16 Фрагмент из «Натуральной истории» Рукопись. 13в. н.э.
СЛАЙД 17 «История  животных» 15в. н.э.

Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде "Органон": "Категории" (рус. пер., 1859,1939), "Об истолковании" (рус. пер., 1891), "Аналитики первая и вторая" (рус. пер., 1952), "Топика". Физические трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах". Биологические трактаты: "История животных", "О частях животных" (рус. пер., 1937), "О возникновении животных" (рус. пер., 1940), "О движении животных", а также трактат "О душе" (рус. пер., 1937). Сочинения о "первой философии", рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название "Метафизики" (рус. пер., 1934). Этические сочинения - т.н. "Никомахова этика" (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля; рус.пер., 1900,1908) и "Эвдемова этика" (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля). Социально-политические и исторические сочинения: "Политика" (рус. пер., 1865,1911), "Афинская полития" (рус.пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: "Риторика" (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью "Поэтика" (рус. пер., 1927,1957).

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике") Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о "форме" есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение - пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма"" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как "материя" и как "форма". Медь есть "материя" по отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть "форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи".

В учении о познании и о его видах Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое" познание. Область первого - "мнение", получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в "Аналитике", стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды - категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. "Подлунный" мир, т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. "Надлунный" мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого - совершеннейшего элемента - эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля - его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотель, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал "энтелехией". Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) А. различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума ("диано-этические" добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4в. до н.э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотель является бог - совершеннейший философ, или "мыслящее себя мышление". Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость - середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю - в "Поэтике" и "Риторике" - развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля, которого Маркс назвал вершиной древнегреческой философии, оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания "свободнорождённых граждан". Трём видам души, по Аристотелю, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Природные задатки, навыки и разум - таковы, по Аристотелю, движущие силы развития, на которые опирается воспитание. Аристотель сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Своё экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Аристотель установил 2 вида богатства: как совокупность потребит. стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство - земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств. деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Противопоставление экономии и хрематистики привело Аристотеля к анализу внутренней природы товара и обмена. Аристотель первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми различные товары. К. Маркс писал: "Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.23, с.70).

Маркс отмечал также, что Аристотель прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость. Но исторической необходимости денег Аристотель не понимал и считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения. Аристотель рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища.

СЛАЙД 18 Гомер. Бюст Гомера.
СЛАЙД 19 Древнегреческий скульптурный портрет. Гомер.

Поэт, стоящий у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы, имя которого связано с древнейшим литературным жанром греков, героическим эпосом, особенно с "Илиадой" и "Одиссеей". Уже в древности о личности и времени жизни Гомера не было известно ничего достоверного. Он изображался в виде слепого старца. Из городов, претендовавших на право считаться его родиной, наиболее оправданными кажутся притязания Смирны в ионической Малой Азии и остров Хиос. Принято считать, что Гомер жил приблизительно в 8 в до н.э. Гомер-поэт классической древности, но одновременно он является великим учителем-наставником и образцом для всей античности "Гомеровский вопрос" (вопрос об авторе и об обстоятельствах возникновения гомеровского эпоса) существовал уже в древности. Еще в 6 в. до н.э. по распоряжению Писистрата были исследованы тексты Гомера. До 5 в. до н.э. Гомеру приписывали, кроме "Илиады" и "Одиссеи", еще многочисленные эпические поэмы (т. н. эпический цикл "Киприи", "Маргит", гомеровские гимны). Гомер считался автором "Илиады" и "Одиссеи" до тех пор, пока в эпоху эллинизма "chorizonten" (разделяющие) не оспорили его авторство в отношении "Одиссеи". В новое время Ф. А. Вольф в своих "Prolegomena ad Homerum" (1795) вновь поставил этот вопрос. Между исследователями, которые делили эпос на отдельные песни (песенная теория Лахмана), и унитариями, защищавшими строгое единство эпоса, стояли исследователи, которые принимали позднейшие интерполяции, расширения и компиляции нескольких малых эпических произведений или считали Гомера только редактором эпоса. Состояние современных исследований позволяет считать Гомера автором "Илиады". Он использовал более древние песни, опираясь на эпические традиции и действуя по единому плану. Эти песни, героические сказания и малый эпос являются устной предварительной ступенью, которая уводит в мир 2-го тыс. к проникшим в Средиземноморье раннегреческим племенам. Вопрос о том, в какой мере в "Илиаде" отражена крито-микенская культура, вновь стал спорным после предпринятой попытки расшифровать линейное письмо Б. Песни исполнялись странствующими рапсодами при трапезах благородного общества (знати). Обладали ли эти рапсоды хотя бы отчасти зафиксированными письменно текстами, является спорным, как и вопрос о письменном тексте эпоса Гомера. Применение письма Б. считается сегодня весьма вероятным, если учесть художеств композицию поэм. В "Илиаде", названной по имени греческого города Илион (Троя), в 24 книгах изображен 49-дневный отрезок времени, конец 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема-гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду, из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает выкованные для него Гефестом доспехи (описание щита в 18-й книге) и убивает Гектора в бою. Эпос оканчивается поминальными играми в честь Патрокла. В Илиаде отражены разные эпохи. Многочисленные эпизодические события наряду с главными действиями показывают героев, часто происходящих от богов, в тяжелых боях. Боги принимают участие в борьбе с обеих сторон, множественные сцены с богами принимают характер бурлеска. Далее следуют небольшие поэтические дополнения "Одиссея", по-видимому, более позднее произведение, и оно не принадлежит Гомеру. Поэма принадлежит, вероятно, ученику Гомера (?) и обработана позднее. В 24-х книгах воспеваются длящиеся 10 лет путешествия и возвращение на родину Одиссея к его жене Пенелопе. Перед возвращением домой Одиссей останавливается у нимфы Калипсо. После кораблекрушения, представ перед феаками, герой рассказывает о пережитых событиях. Поэма повествует о том, как Пенелопа, ожидающая возвращения домой супруга, хитростью оттягивает свой брак с женихами, ее сын Телемах оказывает возвратившемуся домой неузнанным Одиссею помощь при избиении женихов. В эпосе множество повествований о морских путешествиях переплетается со сказочными мотивами. Вазовая живопись, так же как и настенная, в различных вариациях представляет многочисленные сцены из "Илиады" и "Одиссеи", пластика создала идеализированный портрет слепого поэта "Илиада" и "Одиссея" написаны гекзаметром, их язык построен на давних традициях художественной речи с ионийско-эолийскими элементами. Отчетливые, повторяющиеся в виде формул обороты, вероятно, относятся к устным начальным ступеням, сохранившимся в эпосе. К числу недосягаемых вершин гомеровского эпоса принадлежат полет фантазии, сила красноречия, замедление хода действия для создания драматического напряжения, художеств частности, естественность в изображении жизни, красота сравнений, свидетельствующие о поразительной наблюдательности, человеческом участии и психологической чуткости автора. В области эпоса "Илиада" и "Одиссея" являются высшими образцами поэтических произведений. Наиболее читаемый вот уже 3000 лет автор, Гомер очень рано и вплоть до византийского времени изучался в школе. Сделавшись эталоном при оценке любой поэмы античности, эпос Гомера дал толчок всему последующему художественному творчеству. Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латынь, Вергилий своей "Энеидой" хотел достичь уровня гомеровского эпоса. В областях латинского языка, в эпоху средневековья, а в романских странах вплоть до нового времени эпос Вергилия имел большее влияние, чем эпос Гомера. В 18 в под влиянием Р. Вуда (Англия) Гомер вновь был признан непревзойденным гением. Его поэзия с этого времени стала оказывать сильное воздействие на классиков мировой литературы (Лессинг, Гердер, Гете).

Проблемное задание.
Объясните, почему именно в Греции, а не в другой стране древнего мира появилось на свет так много новых открытий и достижений?

Предполагаемые ответы:
– развитая система образования;
– система полисов;
– своеобразная система культурных ценностей;
– легкий алфавит.

Т.о. Древняя Греция является родиной многих изобретений и открытий, потому что.
Итак, завершая наш сегодняшний урок, мы должны сделать вывод о вкладе древних греков в мировую цивилизацию.

ВЫВОД.
Учащиеся делают его самостоятельно, учитель лишь корректирует его.

Греки внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, в Греции впервые появился театр, музей, демократия, ораторское искусство, алфавит... Почти всеми этими достижениями мы пользуемся и сейчас. Мы идем в театр и музей, а они появились в Греции, мы изучаем математику, историю, географию. А эти названия греческие, потому что сами науки появились в Греции. В старину люди не имели таких средств сообщения, как сегодня. Он с трудом преодолевал такие расстояния, моря, горы. Лишь постепенно люди узнавали друг о друге, вместе с людьми пересекали границы и вещи, изобретения, идеи.  Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ - даже самый маленький - внес свой вклад в культуру всего человечества.

УЧИТЕЛЬ.
Завершая наш урок, хочется сказать, что древние греки не зря так гордились своей родиной, нам тоже есть, чем гордится, и я надеюсь, что каждый из  нас внесет посильный вклад в развитие нашей родной страны, для того, чтобы и мы могли сказать «Если ты был в России и не восторгался ею, то ты осел!»

 
Вернуться к началу текущей статьи